Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В декабре 2017 г. в Летно-испытательной комплексе компании «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» планируется начать летные испытания самолета «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100), у которого на крыле установлены законцовки
Разработчики самолета утверждают, что горизонтальные законцовки крыла позволят улучшить аэродинамику авиалайнера и тем самым сократить расход топлива. Результаты продувок, проведенных в аэродинамической трубе (АДТ) ЦАГИ в 2012 г. показали, что законцовки крыла позволят улучшить характеристики самолета при крейсерском режиме полета не менее чем на 3%, а также улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета. Увеличение подъемной силы крыла с помощью установленных законцовок позволит расширить ограничения по базированию авиалайнера в условиях жаркого климата и высокогорья, а также позволит снизить уровень шума на местности.
Разработчики самолета полагают, что эффект от установки законцовок будет наиболее заметен на модификациях самолета SSJ-100 с увеличенной дальностью полета (LR) и на бизнес-джете SBJ.
В конце 2016 г. – в начале 2017 г. были проведены статические испытания консоли крыла самолета SSJ-100 с установленной горизонтальной законцовкой. Внедрение в конструкцию крыла законцовок влечет за собой изменение нагрузок, действующих на крыло SSJ-100 в полете, поэтому отдельные зоны существующего крыла были усилены с учетом нового распределения нагрузок.
Испытания с целью проверки прочности элементов конструкции проводились посредством приложения расчетной нагрузки к крылу и макету законцовки с помощью специального оборудования. Как официально было заявлено разработчиками, «после разгрузки испытуемого объекта не выявлено деформаций и разрушений, что свидетельствовало об успешном завершении испытаний».
Также были проведены стендовые испытания законцовки крыла на стойкость к удару молнии.
Следует сказать, статиспытания проводились в Научно-экспериментальном центре «Авиатест» в Риге (Латвия), выигравшем тендер на проведение таких испытаний, и с которым компания ГСС сотрудничает с 2005 г. Специалистами центра был спроектирован и изготовлен испытательный стенд, включающий макетный центроплан для крепления консоли крыла аналогично ее креплению на самолете. Консоль крыла и силовой макет законцовки были поставлены компанией ГСС.
Конечным этапом испытаний станет сертификация машины SSJ-100 с горизонтальными законцовками крыла и возможность их опциональной установки на новые воздушные суда данного типа. Предполагается, что примерно к 2019 г. новые серийные самолеты SSJ-100 получат модернизированное крыло с горизонтальными законцовками. Также предполагается, что авиакомпании смогут установить законцовки крыла в рамках модернизации уже полученных авиалайнеров.
Стоит сказать, что руководством компании ГСС официально заявлено, что на самолетах марки SSJ-100 с ноября 2017 г. начнут устанавливать систему мониторинга отказов и передачи информации специалистам фирмы-производителя бортового оборудования. Начнут контролироваться в режиме реального времени более 16 тыс. параметров бортовых систем SSJ-100 при нахождении авиалайнера в любой точке мира. Для этого задействуют связь через спутники и радиосвязь.
Необходимо отметить, что к началу ноября 2017 г. построено 28 самолетов SSJ-100 и поставлено заказчикам 20 машин. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) запланировала продать в 2017 г. 37 самолетов SSJ-100 и произвести 34 машин этой марки.
Юрий Пономарев
Фото ПАО "ОАК"