Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Официально объявлено о начале разработки среднего военно-транспортного самолета Ил-276
2 ноября 2017 г. а площадке ульяновского предприятия АО «Авиастар-СП» состоялось выездное заседание комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК, экспертного совета при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности, комитета Союза машиностроителей России по авиационной промышленности, дирекции Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и др.
Однин из вопросов, который обсуждался на совещании, касался проблем, связанных с развитием отечественной военно-транспортной авиации и выполнением действующих контрактов с Минобороны РФ, а также бюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию перспективных образцов авиационной техники.
В частности, на мероприятии обсуждался вопрос финансирования разрабатываемого в настоящее время в ОКБ им. С.В.Ильюшина среднего военно-транспортного самолета (СВТС), проект которого имеет рабочее обозначение Ил-276 (ранее «изделие 276»).
Этот проект имеет почти тридцатилетнюю историю. В 90-е годы прошлого столетия на свет появился проект среднего ВТС Ил-214, затем в начале 2000-х годов он трансформировался в проект российско-индийского среднего транспортного самолета МТА, который в настоящее время заморожен. В 2014 г. руководство ОКБ им. С.В.Ильюшина предложило Минобороны России разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета специфики проекта МТА. В 2016 г. Минобороны и Минпромторговли России согласовали проект тактико-технического задания перспективного СВТС. Сейчас в «ильюшинском» ОКБ идет процесс эскизного проектирования перспективной машины с использованием заделов по Ил-214 и МТА.
Предполагается, что только для Военно-транспортной авиации России может потребоваться около 50 машин Ил‑276 (всего на замену существующего парка самолетов Ан-12 в России необходимо более 100 машин). Стоимость программы в целом пока не озвучена. Генеральный директор ПАО «Ил», вице-президент ОАК по транспортной авиации Алексей Рогозин заявил, что стоимость будет определена после начала работ по тактико-техническому заданию на производство Ил‑276. Ряд экспертов полагает, что стоимость разработки СВТС (с учетом мирового опыта) потянет на 1 млрд $ или около 60 млрд руб.
Крейсерская скорость полета Ил-276 будет около 800 км/ч. При максимальной загрузке (20 т) дальность полета самолета Ил-276 составит 2 тыс км, перегоночная (максимальная) дальность полета машины определена в 7 тыс км. Финишным изготовителем СВТС Ил-276 станет авиазавод «Авиастар» в Ульяновске.
По словам руководителя комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, финансирование программы по транспортному самолету Ил-276 на 2021-2022 гг. сокращено в 10 раз. «Основная проблема – это непредусмотренное бюджетное финансирование ОКР по созданию среднего транспортного самолета Ил-276 на 2018-2020 гг. …Считаю, что в наших решениях должны быть отражены задачи о корректировке этих параметров», – добавил В.Гутенев.
Стоит отметить, что за прошедшие десять лет, пока шли переговоры с индийской стороной про проекту машины МТА, на Украине и в Бразилии были создан самолеты-аналоги: СВТС Ан-178 и КС-390 (соответственно), которые сейчас проходят этап летных испытаний. Можно с большой долей уверенности предположить, что, если финансирование по проекту Ил-276 будет осуществляться в вялотекущем режиме, то ОАК получит еще один долгострой.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ
На снимке: одна из моделей СВТС в АДТ ЦАГИ