Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Президент ОАК Юрий Слюсарь заявил представителям СМИ в июне, что в 2019 г. компании «МиГ» и «Сухой» планируют объединить в дивизион «Боевая авиация» в составе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК)
Ю.Слюсарь сообщил, что в конце 2019 г. должно быть сформировано единое юридическое лицо ОАК. «Над этим мы работаем, у нас реализуется дорожная карта, которая утверждена решением Совета директоров ОАК еще в конце 2016 г.», – добавил он. Ранее министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил, что бренды «МиГ» и «Сухой» сохранятся даже в том случае, если будет принято решение о слиянии двух этих компаний.
Тенденции в развитии отечественной авиапромышленности дают основания сделать предположение о том, что в обозримом будущем обе компании будут объединены в одну.
Госбюджету пока не потянуть выделение ассигнований на разработку перспективного легкого истребителя пятого поколение, также госбюджету России пока не потянуть разработку нового истребителя-перехватчика на замену МиГ-31, поэтому на протяжении длительного времени «микояновцы» в инициативном порядке работают на собственные средства над перспективным самолетом – перехватчиком, который предназначен для замены истребителя МиГ-31.
Как считает ряд экспертов, потенциал модернизации платформы МиГ-29 практически исчерпан при создании модели глубокого модернизированной машины – истребителя МиГ-35, созданного на базе МиГ-29. Последнее десятилетие корпорация «МиГ» по существу занималась только модернизацией истребителей на базе платформы МиГ-29.
Ряд экспертов считают, что при запланированном снижении расходов на оборону ВКС России смогут обойтись и без истребителя МиГ-35. Его функции может выполнить одна из модификаций перспективного «суховского» истребителя Т-50. Проблему также может решить приобретение дополнительной партии истребителей Су-35С с БРЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис» с дальностью обнаружения целей с ЭПР 3 кв м до 400 км. БРЛС «Ирбис» разработана в НИИП им. В.В.Тихомирова и серийно производится на Государственном Рязанском приборном заводе.
В № 2 за 2017 г. специализированного журнала «Радиоэлектронные технологии» авторы статьи «АФАР на полдороги не бросают» известные отечественные конструкторы по разработке БРЛС Ю.Гуськов и А.Канащенков заявили, что в корпорации «Фазотрон-НИИР» на 60% готов опытный образец перспективной бортовой РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), изготовленный по технологии 3D из низкотемпературной совместно спекаемой керамики. БРЛС «Жук-А» планируют установить на многофункциональном истребителе МиГ-35. Авторы статьи сообщили, что «… АО «РСК «МиГ» не приняло решение об организации серийного производства радара и не выделило средств на эту разработку. Серийный образец почти наполовину готов». В статье сказано, что собственных финансовых средств у корпорации «Фазотрон-НИИР» для продолжения работ по БРЛС с АФАР недостаточно. Для завершения создания БРЛС «Жук-А» необходимо около 1,2 млрд руб. Однако эта запрошенная сумма пока не поступила в «Фазотрон-НИИР».
Ранее сообщалось, что БРЛС с АФАР «Жук-А» должна иметь 1016 приемо-передающих модулей. БРЛС «Жук-А» сможет обнаруживать до 60 целей, также позволит истребителю МиГ-35 одновременно производить атаку восьми целей и сопровождение 30 целей. Дальность действия «Жук-А» – более 160 км.
С января 2017 г. полным ходом идут летные испытания истребителя МиГ-35, экспортный потенциал которого во многом связан с предполагаемой закупкой Минобороны России свыше 30 машин МиГ-35. Российские военные хорошо знают ситуацию с созданием БРЛС «Жук-А».
По словам конструктора Ю.Гуськова, «заказчик истребителей хочет, чтобы серийные МиГ-35 оснащались БРЛС с АФАР, но для этого необходимо провести государственные испытания как БРЛС, так и истребителя с этой станцией».
Следует сказать, что в специализированных авиационных сайтах также широко обсуждается главный экспортный контракт РСК «МиГ» на сегодняшний день – поставка 46 истребителей МиГ-29М/М2. В марте нынешнего года на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова «стрингерами» был замечен и сфотографирован первый образец истребителя МиГ-29М2 (бортовой номер 811), построенного по заказу Минобороны Египта. Предполагается, что первая машина МиГ-29М2 будет передана ВВС Египта уже во втором квартале 2017 г.
Юрий Пономарев
Фото «Рособоронэкспорт»