Планы и реалии серийного производства на авиазаводах России в 2017 г.

В текущем  году на авиазаводах, входящих в ОАК, намечено построить около 50 транспортных самолетов гражданского, специального и военного назначения

Из ведущих самолетостроительных заводов особо стоит отметить работу авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), выпускающего региональные машины марки SSJ-100. На предприятии планируют построить в 2017 г. не менее 35 самолетов «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) разных модификаций.

За четыре месяца 2017 г. построено 10 машин SSJ 100. Ритмичность в производстве региональных самолетов SSJ-100 позволяет предполагать, что авиазавод компании «Гражданские самолеты Сухого» в Комсомольске-на-Амуре справится с заявленным на нынешний год производственным планом.

Следует сказать, что 2016 г. чистые убытки компании ГСС по международной системе финансовой отчетности (МСФО) увеличились на 36,3%, до 31,84 млрд руб. Выручка компании составила 48,7 млрд руб., что на 41,3% больше, чем годом ранее. В компании рост убытка объяснили динамикой продаж в России и за рубежом, а также переводом ряда операций из рублей в доллары. Руководство ГСС рассчитывает выйти на уровень безубыточности в 2017 г.

Производственными планами ульяновского предприятия «Авиастар-СП» на текущий год предусмотрена постройка трех серийных тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и одного опытного образца самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А. Пока еще ни одна из четырех транспортных машин, изготавливаемых по контракту с Минобороны России, не передана на Летно-испытательную станцию авиазавода в Ульяновске.

В 2017 г. в Ульяновске по заказу компании «Лизинг-Авиа», которая создана авиакомпанией «Авиастар-ТУ» и АО «Авиастар-СП», намечено завершить сборку нового Ту-204-100В (№ 64056). Эта «тушка» модели Ту-204 может стать последней, построенной на «Авиастаре», так как руководство ОАК запланировало прекращение серийного производства самолетов серии Ту-204 в Ульяновске.

Сейчас в Ульяновске (по публикациям местных СМИ) уже не скрывают, что на авиазаводе «Авиастар-СП» сложилась сложная финансовая обстановка. По словам нового управляющего директора (с января 2017 г.) Сергея Юрасова, на авиазаводе плохо выстроен производственный процесс, следствием чего и стала сложившаяся ситуация. Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) поставила перед С.Юрасовым задачу ликвидировать убыточность производства. По авиазаводу ползут слухи об очередной волне сокращений, что вызывает напряженность и неопределенность для многих сотрудников предприятия.

Главными направлениями в оздоровлении финансовой обстановки выбраны меры по сокращению издержек авиазавода за счет создания авиационного технопарка. Намечено передать пустующие и невостребованные площади предприятия «Авиастар-СП» в пользование предприятиям-резидентам технопарка для размещения их производств. Это позволит авиазаводу, по утверждению топ-менеджеров «Авиастара», добиться снижения накладных расходов и затрат на материалы и производство. Предполагаемая сумма экономии – приблизительно 500 млн руб.

В 2017 г. на Воронежском авиазаводе (ВАСО) планируется построить один самолет Ил-96-300ПУ(М1) для Управления делами президента России, три самолета Ан-148-100Е для Минобороны России. В 2018 г. построят, видимо, еще две машины Ан-148-100Е для российских военных. Затем планируется законсервировать линию сборки машин марки Ан-148.

Также в 2017 г. на ВАСО запланировано построить опытный образец легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, предназначенный для летных испытаний, и один планер машины Ил-112В, предназначенный для прочностных (статических и ресурсных) испытаний. Традиционно строили два планера самолета: один – для статиспытаний, второй – для ресурсных. Однако в случае с Ил-112В Минобороны решило сэкономить средства.

Казанский авиазавод им. С.П.Горбунова (бывш. КАПО) в прошедшем 2016 г. не выпустил ни одного самолета марки Ту-214. Сейчас в Казани в постройке находятся 4 самолета Ту-214, которые изготавливаются по заказу Минобороны России. В 2017 г. намечено построить для российских военных две машины Ту-214ПУ.

На авиазаводе в Таганроге (ТАНТК им. Г.М.Бериева) после переноса производства из Иркутска в Таганрог построен и сдан заказчику – МЧС России – только один самолет-амфибия Бе-200ЧС (№ 303). Сейчас в главном сборочном цехе находятся четыре самолета Бе-200 на стадии финальной сборки. В 2017 г. таганрогские авиастроители  собираются сдать четыре самолета-амфибии, первым из них должна стать машина Бе-200ЧС (№ 304), постройка которой была завершена в начале 2017 г., хотя завершение работ намечалось на декабрь 2016 г.

Необходимо также сказать, что на Иркутском авиазаводе в 2017 г. планируется построить два опытных образца перспективного авиалайнера МС-21-300: второго и третьего опытных образцов – машин № 0003 и № 0004, предназначенных для летных испытаний.

Как недавно было официально заявлено, первый полет первого опытного образца ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-300 (№ 0001) должен состояться в Иркутске в мае нынешнего года.

Юрий Пономарев

 

Фото ПАО «ОАК»