Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В Институте завершились испытания в рамках международной программы SARISTU
По сообщению американского специализированного журнала «Авиэйшн Уик энд Спейс Текнолоджи» (№ от 2 ноября с.г.), В аэродинамической трубе (АДТ) ЦАГИ завершены испытания полномасштабной модели демонстратора технологий крыла с изменяемой геометрией.
Исследования проводились в рамках международного проекта SARISTU (Smart Intelligent Aircraft Structures – интеллектуальные авиационные конструкции). SARISTU – это научно-исследовательский проект по созданию «умного» крыла, способного подстраивать свою аэродинамическую конфигурацию и предоставлять информацию о своем техническом состоянии.
Для проведения экспериментов была изготовлена сложная по конструкции модель крыла. В основную часть модели крыла изменяемой геометрии разработчики интегрировали пучки нанотрубок из углерода. Крыло изготовлено из композиционных материалов. Нанотрубки служат проводниками электричества и способны защитить топливные баки от искрения, однако крыло обязательно должно быть оснащено системой отвода электричества при попадании молнии.
В кессоне крыла, нервюрах, в основаниях стрингеров и вокруг технических отверстий крыла также встроено несколько волоконно-оптических и ультразвуковых датчиков, которые позволяют оценивать его состояние. Ультразвуковые датчики прикреплены к обшивке крыла. Все вместе они способны оценивать изменения аэродинамических поверхностей и определять повреждения.
Изменять геометрию крыло может благодаря сложной механизации. Одним из ее элементов является многосекционный закрылок, форма которого меняется на основе информации, получаемой от оптоволоконных датчиков, расположенных на задней кромке крыла. Крыло также оснащено бесщелевым отклоняемым носком, который обеспечивает ламинарное обтекание. Вся механизация приводилась в действие приводами, расположенными внутри кессона крыла.
Проект осуществлялся на протяжении четырех лет консорциумом из 64 компаний (в основном западноевропейских), в том числе Эрбас, Аления Аэромеханика и др. Стоимость проекта составила 51 млн евро (56,6 млн $). Работа над SARISTU завершилась в августе нынешнего года. Финансировал проект Евросоюз.
В рамках проекта было изготовлено около трех десятков моделей «умного» крыла и каждая модель прошла испытания в АДТ. Крыло, прошедшее испытание в АДТ ЦАГИ, было одним из демонстраторов технологий, созданных в рамках программы SARISTU. В рамках проекта SARISTU также были изготовлены и другие демонстраторы технологий, в частности, выполненные в виде фюзеляжа самолета.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ