Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В начале декабря прошлого 2014 г. в СибНИА совершил первый испытательный полет экспериментальный моноплан ТВС-2ДТ с крылом из композиционных материалов
На машине ТВС-2ДТ (демонстратор технологий), созданной на базе Ан-2, отрабатываются новые технические решения, в частности, по крылу, изготовленному из композиционных материалов (КМ). Результаты исследований предполагается использовать при создании в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА) перспективного легкомоторного самолета для местных воздушных линий.
Экспериментальный самолет создан в рамках программы Минпромторговли России по малой авиации. В соответствии с программой, к 31 декабря 2014 г. разработчики должны были создать летающую лабораторию для «демонстрации технологий высокоэффективных многоцелевых воздушных судов вместимостью 9 - 19 пассажиров».
Этот проект вошел, как составная часть, в государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», утвержденной правительством. Правительственное распоряжение № 1395-р, посвященное программе по авиации, было опубликовано 28 июля 2014 г.
Конкурс на выполнение НИОКР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов для малой авиации, который провели во второй половине 2013 г., выиграло СибНИА. Институт получил право на выполнение научно-исследовательских работ стоимостью 900 млн руб. На разработку принципиально нового легкомоторного самолета до 2016 гг. планируется выделить из госбюджета 1,3 млрд руб.
Новое цельнокомпозитное высокомеханизированное крыло большого удлинения для ТВС-2ДТ разработано и изготовлено в СибНИА. Крыло машины ТВС-2ДТ устанавливается на штатные узлы навески крыльев самолета Ан-2 и рассчитано для использования без подкосов, которые применяются только на первом этапе испытаний самолета в варианте «моноплан».
Планируется, что в 2015 г. в СибНИА начнутся летные испытания машины ТВС-2ДТ в варианте биплан с крылом и хвостовым оперением из КМ. На моноплане и биплане ТВС-2ДТ устанавливается турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12UAN американской компании Honeywell Aerospace мощностью 1100 л.с. с пятилопастным флюгерно-реверсивным воздушным винтом Hartzell Propeller (США) и новый комплекс авионики.
Стоит напомнить, что СибНИА входит в состав Национального исследовательского центра (НИЦ) «Институт им. Н.Е. Жуковского».
Юрий Пономарев
На снимке: моноплан ТВС-2ДТ
Фото СибНИА