ЦАГИ вошло в международную программу HEXAFLY-INT

Специалисты Института начали участвовать в международной программе по созданию гиперзвукового летательного аппарата

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в начале апреля нынешнего года специалисты Института участвовали во встрече представителей научно-исследовательских центров Европейского союза, России и Австралии, на которой был дан старт проекту HEXAFLY-INT (High Speed Experimental Fly Vehicles – International/ Высокоскоростной экспериментальный летательный аппарат). Встреча проходила в Центре космических исследований и технологий Европейского космического агентства (ESA-ESTEC), рассоложенном в голландском городе Нордвейк.

HEXAFLY-INT – это проект по созданию пассажирского самолета на водородном топливе, способного летать на больших скоростях (до М=6). Работы в рамках проекта, которая осуществляется под эгидой 7-й Европейской рамочной программы, будут идти до 2015 г. В реализации программы HEXAFLY-INT участвуют такие научно-исследовательские центры (НИЦ) России, как ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ, МФТИ; НИЦ и компании Евроcоюза: ESA, Airbus Group, СIRA, DLR, ONERA, GasDynamics, TechnoSistem, Marotta, ITLR, VKI, TSD Space, НИЦ Австралии: University of Sydney, University of Southern Queensland, University of South Wealth. Координатором работ в рамках программы HEXAFLY-INT является ESA-ESTEC.

По существу проект направлен на создание в перспективе гиперзвукового самолета гражданского назначения. Российские научные организации во главе с ЦАГИ еще в середине 2012 г. вели переговоры с представителями Еврокомиссии об участии в проекте по созданию высокоскоростного самолета.

В ходе реализации проекта планируется проведение ряда экспериментальных и теоретических исследований. Проект должен завершиться летным экспериментом. Ученые ЦАГИ проведут расчетные исследования, наземный эксперимент и изготовят модель для летных испытаний.

Предполагается, что высокоскоростной самолет гражданского назначения будет иметь двухрежимный двигатель. Сочетание эффективного двухрежимного двигателя и водородное топливо дадут самолету возможность развивать скорость до М=6.

В середине октября 2013 г. Минпромторговли России объявило конкурс на выполнение научно-исследовательской работы (НИР) по формированию облика высокоскоростного гражданского самолета, способного летать на скоростях от М=6 до М=8 (приблизительно 7,4–9,9 тыс. км/ч). В рамках проекта предусматривается проведение расчетно-экспериментальных исследований демонстратора водородного прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с планером самолета. На проведение работ выделялось 205 млн. руб из госбюджета. Завершить исследования и представить результаты необходимо в декабре 2014 г. Победителем конкурса стало ЦАГИ, а сумма в 205 млн руб – это вклад от России в программу HEXAFLY-INT. По условиям участия в программе, участники проекта должны финансировать свои исследования.

Следует сказать, что в Западной Европе аналогичные работы проводятся в рамках других программ, в частности, вначале проекта SHEFEX-I, а затем – SHEFEX-II.

У российских НИИ есть научно-технический задел по использованию криогенного топлива в авиации.
В частности, на экспериментальной модификации самолета Ту-154 – машине Ту-155, оснащенном
двигателем НК-88, работающем на водороде, в 1988 г. было выполнено более 100 полетов.
Первоначально в качестве топлива использовался сжиженный водород (температура до -253°C).
В 1989 году самолёт переоборудовали на сжиженный природный газ (температура -162°C).

 

Также ЦИАМ и воронежское КБ Химавтоматики в 90-е годы разработали и испытали двухрежимный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) Э-57 осесимметричной конфигурации, работающий на жидком водороде. ГПВРД Э-57 был установлен на летающей лаборатории (ГЛЛ) «Холод». Максимальная достигнутая скорость полета ГЛЛ «Холод» в одном из полетов (всего их было семь) составила 1855 м/с, что соответствует числу Маха М=6,49.

Справка сайта

6 марта 1979 г., Комиссия президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам утвердила комплексный план научно-исследовательских работ по применению криогенного топлива для авиационных двигателей. Основной задачей этого плана было создание самолетов с силовыми установками, работающими на жидком водороде и сжиженном природном газе. Предусматривалась разработка и летательных аппаратов со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями полета. План охватывал решение большого круга вопросов: от поиска наиболее эффективных способов промышленного производства криогенных топлив до создания опытных образцов и моделей газотурбинных двигателей и гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). К работе были подключены Академия наук СССР, Министерство авиапромышленности, ряд авиационных и двигателестроительных КБ и заводов. Головной организацией в части разработки и испытаний двигателей на криогенном топливе для высокоскоростных самолетов был утвержден ЦИАМ.

Досье сайта

С 1 января 2007 г. Евросоюз запустил новую программу FP7 (7-я РП), нацеленную на поддержку и развитие науки и исследований в едином пространстве стран-членов Евросоюза. Программа FP7, с общим объемом финансирования 54,582 млрд. евро, объединяет все исследовательские инициативы Евросоюза и нацелена на повышение конкурентоспособности европейских исследований, образовательных и инновационных сфер. Седьмая рамочная программа Европейского Союза (ЕС) является основным инструментом финансирования научных исследований и технологических разработок на период с 2007 по 2013 годы. 7- РП также является одним из важнейших элементов реализации Лиссабонского договора по развитию и конкурентоспособности сферы высоких технологий в странах ЕС.

Юрий Пономарев