Испытания «черного крыла» и элементов конструкции МС-21 из композитов в ЦАГИ

На авиазаводе в Иркутске ведется постройка первых четырех опытных образцов самолета МС-21, а в ЦАГИ полным ходом идут испытания элементов конструкций авиалайнера

Самолет МС-21 станет первым отечественным гражданским самолетом с крылом из композиционных материалов (КМ). Доля их в общем весе машины будет составлять более 50%. Размах крыла МС-21 составит 36,8 метра, вес – около 6 т. Комплект крыла для первого летного образца МС-21 планируется выпустить в конце 2014 г. на предприятии ЗАО «АэроКомпозит».

Сейчас в ЦАГИ различные виды прочностных испытаний проходят пять образцов прототипа кессона крыла перспективного авиалайнера МС-21. Эти образцы изготовлены по заказу компании ЗАО «АэроКомпозит», входящей в состав ОАО «ОАК», австрийскими компаниями Diamond и Fisher Composite.

По словам исполнительного директора ЦАГИ Сергея Чернышева, «решение о проектировании КМ-крыла в КБ было принято в отсутствии должного задела и опыта эксплуатации высоконагруженных композитных конструкции. Поэтому сегодня специалистам приходится интенсивно наверстывать недостающие знания, отрабатывать конструктивные особенности крыла МС-21, при этом выдавая необходимые рекомендации по его улучшению».

На сегодняшний день также изготовлено значительное количество элементов конструкции планера самолета МС-21 из композиционных материалов (панели, отсеки и др.), которые проходят статические и усталостные испытания в ЦАГИ. Все образцы из КМ составляют так называемую «пирамиду образцов», вершину которой составляют опытные экземпляры элементов конструкции авиалайнера.

На Иркутском авиазаводе в настоящее время ведется монтаж первых восьми станций автоматической линии поточной сборки машины МС-21, которая в серийном производстве будет иметь обозначение Як-242. Завершить монтаж всех 60 станций автоматической линии сборки, приобретенной у германской компании Durr Systems, планируется в нынешнем году. Новейшее технологическое оборудование и имеющиеся производственные площади авиазавода в Иркутске позволяют выйти на максимальное производство семи самолетов различных модификаций семейства МС-21 в месяц или до 70 – 80 машин в течение года.

Юрий Пономарев

Фото компании Diamond

На снимке: прототип кессона крыла самолета МС-21