В ЦАГИ «продули» модель усовершенствованного автодорожного моста через реку Дон

В АДТ Т-103 исследовали реконструированный мост через реку Дон

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в конце декабря прошлого года специалисты комплекса прочности Института завершили испытания моделей двух параллельно расположенных автодорожных мостов через реку Дон у города Аксай (Ростовская обл.) на аэроупругую устойчивость в ветровом потоке. Испытания проводились в дозвуковой аэродинамической трубе (АДТ) Т-103 ЦАГИ при натурных скоростях ветра до 35 м/с.

Для проведения исследований в ЦАГИ спроектировали и изготовили две динамически-подобные модели моста в масштабе 1:40 и специальный стенд. В дальнейшем стенд будет использоваться для испытания различных типов мостов, как «одиночных», так и «сдвоенных».

Необходимость в проведении исследований связана с тем, что для снижения транспортной загруженности на трассе М-4 «Дон» стали реконструировать мост через р. Дон у Аксая. В 2013 г. рядом с существующим мостом было построено второе мостовое сооружение. Для выяснения границ устойчивости двух мостов в потоке ветра компания-проектировщик мостовых сооружений ОАО «Институт «Гипротрансмост» обратилась в ЦАГИ.

Проведенные эксперименты показали, что взаимное влияние двух близко расположенных мостов очень велико. Было установлено, что при скорости ветра 18–20 м/с возникают интенсивные колебания наветренного моста с амплитудами 300-400 мм, превышающими уровень комфортного восприятия колебаний человеком.

Согласно информации пресс-службы ЦАГИ, для снижения уровня колебаний специалисты Института исследовали несколько вариантов различных аэродинамических средств: экранов, обтекателей и дефлекторов. Наибольший эффект в снижении амплитуды колебаний дали экраны. В ходе испытаний были также опробованы демпфирующие устройства, повышающие декременты колебаний мостов. В результате была разработана наиболее оптимальная конструкция, способная обеспечить безопасность эксплуатации как действующего, так и нового моста.

По результатам исследований в АДТ, заказчику работ было рекомендовано применить стандартные «шумозащитные» экраны по обоим наружным боковым торцам самых протяженных пролетов обоих мостов, а также установить в этих пролетах специальные «массовые демпферы», повышающие декременты колебаний мостов.

Юрий Пономарев

Фото пресс-службы ЦАГИ