Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В Институте проводится комплекс испытаний элементов конструкции из композиционных материалов авиалайнера МС-21
По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в Институте выполнен первый этап ресурсных испытаний прототипа кессона № 2 композиционного крыла, который разработан в рамках программы по созданию ближне-среднемагистрального самолета МС-21. Работы проводятся по заказу ЗАО «АэроКомпозит».
Перед проведением ресурсных испытаний на прототип кессона крыла были нанесены искусственные ударные повреждения, которые могут возникнуть в производстве и эксплуатации. При нагружении конструкции был сымитирован полетный цикл, эквивалентный одному полету в эксплуатации. На первом этапе ресурсных испытаний на стенде «осуществлено» 7 тыс полетов.
Испытания должны подтвердить, что различные эксплуатационные повреждения на крыле авиалайнера, изготовленного из композиционных материалов (КМ), не будут увеличиваться и не повлияют на безопасность полета.
В настоящее время специалисты проводят работы по осмотру и ультразвуковому контролю зон ударных повреждений. Затем ресурсные испытания продолжатся.
Сейчас в ЦАГИ находятся четыре прототипа кессона крыла самолета МС-21 из КМ. Все эти прототипы изготовлены австрийскими компаниями «Diamond» и «Fisher» по заказу ЗАО «АэроКомпозит». Прототипы изготовлены по безавтоклавной (инфузионной) технологии и имеют сложную конструкцию – металл + КМ.
К декабрю 2012 г. в Институте проведены жесткостные, частотные и статические до максимальных нагрузок и разрушения (кессоны под № 1 и № 3). Исследования проводились с учетом регламентируемых в эксплуатации повреждений. Также испытаны кронштейны навески узлов шасси и двигателя, которые позволили оценить прочность металло-композитных соединений. На прототипе кессона № 4 планируется проведение исследований влияния климатических факторов на прочность композитных конструкций.
В дальнейших планах ЗАО «АэроКомпозит» предусматривается изготовление в Австрии и проведение в ЦАГИ прочностных испытаний элементов планера самолета МС-21: центроплана, хвостового оперения и др. Начало испытаний реального кессона композиционного крыла МС-21 запланировано на 2015 г.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ