Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Ученые России и ЕС продвинулись вперед в разработке ключевых технологий создания винтовентиляторных авиадвигателей с открытым ротором
По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в январе нынешнего года в Институте были завершены научно-исследовательские работы по проекту 7-й Рамочной программы Европейского союза (ЕС) – DREAM, которые велись в течение четырех лет. Проект выполнялся крупнейшими двигателестроительными компаниями «Роллс-Ройс» (Великобритания), «Снекма» (Франция), MTU (Германия) и различными научно- исследовательскими центрами ЕС и России, среди которых значительный объем исследований провели специалисты ЦАГИ.
Программа DREAM направлена на разработку ключевых технологий создания винтовентиляторных авиационных двигателей с открытым ротором. В рамках программы проводился поиск радикальных методов уменьшения расхода топлива и снижения шума по сравнению с эксплуатируемыми сегодня турбореактивными двухконтурными двигателями (ТРДД). Особое внимание было уделено поиску рациональной аэродинамической формы винтовентилятора, которая могла бы обеспечить снижение шума при сохранении высоких тягово-экономических характеристик двигателя.
В ЦАГИ в испытаниях в аэродинамических трубах (АДТ) Т-104 и Т-107 приняли активное участие специалисты компаний «Снекма» (головной разработчик перспективной силовой установки) и международной компании «Эрбас», а также немецкого научно-исследовательского центра DLR.
По сообщению пресс-службы Института, «проектирование, изготовление и испытания серии моделей-демонстраторов перспективных открытых роторов, выполненных в ЦАГИ, помогли сформулировать и апробировать ряд новейших технических и технологических решений. От ученых, экспериментаторов и производственников института потребовалось решение сложнейших задач по высокоточному изготовлению моделей и оборудования, по разработке современного инструментария, в том числе компактных телеметрических систем для передачи данных с вращающихся лопаточных машин. Впервые в исследованиях применены новейшие оптические технологии измерения деформаций лопастей. Отработан и верифицирован бесконтактный метод PSP для измерения поля давления на вращающихся биротативных винтах. Применены сложнейшие методы измерения шума винтов в условиях испытаний в аэродинамических трубах, разработанные специалистами ЦАГИ, DLR и компании «Снекма». Полученные уникальные экспериментальные данные стали основой для проверки и совершенствования методов расчета силовых установок для европейских и российских участников проекта».
Игорь Лот
Фото пресс-службы ЦАГИ