Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
К началу 2025 г. планируется завершить окончательную сборку механизации крыла SJ-100 и подготовить испытательный стенд
По сообщению пресс-службы ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, в настоящее время в Институте готовятся к очередному этапу ресурсных испытаний усовершенствованного ближнемагистрального самолета SJ-100. Для проведения ресурсных испытаний в ЦАГИ с авиазавода была доставлена консоль крыла машины SJ-100. К началу 2025 г. планируется завершить окончательную сборку механизации крыла SJ-100 и провести монтаж навесных агрегатов.
Во время ресурсных испытаний консоли крыла самолета необходимо будет подтвердить рассчитанную прочность элементов конструкции крыла для обеспечения ресурса во время эксплуатации авиалайнера и получить данные для расчетов конструкций. Крыло подвергнут многочисленным перегрузкам для обоснования ресурса в 54 тыс. полетов.
Машина SJ-100 (SSJ-New или «Суперджет Нью») – это разрабатываемая с 2018 г. модификация самолета «Суперджета-100» (официальное обозначение новой версии RRJ-95NEW-100), в которой предусмотрено применение максимальной доли российских комплектующих, компонентов и систем. Всего при создании новой версии самолета SSJ-100 заменены 38 систем и компонентов. У авиалайнера заменены на отечественные следующие системы: система кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородная система для экипажа, датчики сигнализации утечки воздуха, сигнализатора обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла и др. Однако на 100% импортозамещение произвести не удалось.
29 августа 2023 г. на аэродроме в Комсомольске-на-Амуре начал проходить летные испытания первый опытный образец самолета SJ-100 с бортовым № 97021, оснащенный двумя российско-французским двигателем SaM146. Сейчас эта машина находится в Летно-испытательном центре компании «Яковлев» в Жуковском. Необходимо сказать, что отечественный двигатель ПД-8 для регионального самолета пока проходит летные и наземные испытания.
Параллельно с ресурсными испытаниям планера машины SJ-100 в ЦАГИ в СибНИА им. С.А.Чаплыгина по заказу АО «Яковлев» проводятся статические испытания планера самолета SJ-100 (RRJ-95NEW) К концу мая нынешнего года выполнено около 40 % испытаний. Сертификационные статические испытания импортозамещённого самолета SJ-100 планируется завершить в первом полугодии 2025 г.
Время для проведения прочностных испытаний планера самолета SJ-100 имеется, т.к. из распоряжения правительства РФ, подписанного 4 мая 2024 г. и закрепляющего изменения в Комплексную программу развития авиаотрасли РФ до2030 г., по основным моделям пассажирских самолетов следует, что первые поставки импортозамещенных ближнемагистральных самолетов SJ-100 начнутся только в 2026 г. (можно предположить, что это связано с неготовностью двигателя ПД-8), когда компания «Яковлев» должна будет изготовить 30 машин. В последующие годы планируется выпуск по 28 авиалайнеров SJ-100 в течение года. Как говориться, с места и в карьер, во что верится с трудом, несмотря на заверения высокопоставленных чиновников от авиапромышленности. Все прошедшие два десятилетия тому подтверждение. Кстати, по словам руководителя ГК «Ростех» С.Чемезова, самолет SJ-100 планируют переименовать в «Як».
Юрий Пономарев
Фото ЦАГИ