Разработка в ЦАГИ воздушного винта для легких самолетов МВЛ

В уходящем 2023 г. в ЦАГИ проводились экспериментальные исследования по созданию перспективных винтов для самолетов местных воздушных линий (МВЛ)

По сообщению пресс-службы ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, в Институте проводятся исследования перспективных летательных аппаратов (ЛА) для местных авиалиний. Эти работы проводятся в Центре комплексной интеграции технологий (ЦКИТ) ЦАГИ в рамках НИР «MANGo», а разработкой перспективных винтов занимаются специалисты отделения аэродинамики силовых установок Института.

Вначале была создана аэродинамическая компоновка шестилопастного воздушного винта (ВВ) на основе аэродинамических профилей ЦАГИ для маршевых силовых установок перспективных турбовинтовых самолетов вместимостью 9-19 пассажиров. Особенностью разработанного проекта является его изначальная увязка с характеристиками перспективного турбовинтового двигателя (ТВД) и параметрами одно- и двухдвигательных самолетов МВЛ, разрабатываемых под требования обеспечения скорости полета 400-450 км/ч, дальности с максимальным числом пассажиров 1,4 тыс.–1,5 тыс. км и длины взлетно-посадочной полосы (ВПП) 650 м.

По заявлению заместителя начальника ЦКИТ и одновременно руководителя программ реализации научных проектов в области авиации общего назначения (АОН) и воздухоплавательной техники Андрея Дунаевского, «за счет такого инновационного подхода уже на ранних стадиях проектирования параметров системы «самолет-двигатель-воздушный винт» возможно обеспечение высокой топливной эффективности летательного аппарата при удовлетворении противоречивых требований по скорости, дальности и длине ВПП. Кроме того, удастся унифицировать силовые установки для 9-ти и 19-ти местного самолета МВЛ. Это увеличит их серийность, снизит себестоимость производства и эксплуатации».

На следующем этапе исследований была спроектирована, изготовлена и испытана модель воздушного винта. В ходе экспериментальных исследований в одной из аэродинамических труб (АДТ) Института специалисты определили такие характеристики винта, как коэффициенты тяги и мощности, а также коэффициент полезного действия (КПД) на крейсерских режимах полета при числах Маха 0,36-0,4. Эти данные будут использованы для уточнения летно-технических характеристик самолетов. По итогам эксперимента было подтверждено, что спроектированный воздушный винт обладает высоким КПД: около 90%, что гарантирует эффективность использования мощности ТВД и экономичность воздушного судна в целом.

Следующим этапом исследований стали испытания ВВ в большой аэродинамической трубе малых скоростей ЦАГИ для определения аэродинамических характеристик на взлетно-посадочных режимах.

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы ЦАГИ