На повестке дня создание сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения

4 и 5 декабря 2023 г. в Москве проходил Международный конгресс по аэронавтике

Конгресс по аэронавтике проводился в рамках празднования 105-летия создания ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского. Инициаторами проведения Конгресса выступили ЦАГИ, НИЦ им. Н.Е.Жуковского, Минпромторговли и Минобразования и науки РФ и др.

На Конгрессе, в частности, выступил научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», руководитель лаборатории НЦМУ «Сверхзвук», вице-президент РАН, академик РАН Сергей Чернышев, который рассказал о «проблемах и вызовах долгосрочного развития мировой и российской авиации и роли в этом фундаментальной науки. В ходе Международного конгресса по аэронавтике Сергей Чернышев продемонстрировал изображение отечественного сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) нового поколения, который разрабатывается большим коллективом специалистов под «крышей» Научного центра мирового уровня (НЦМУ). По официальной информации, инициатором создания НЦМУ «Сверхзвук» и координатором консорциума является ФАУ «ЦАГИ». Проект реализуется с 2020 по 2025 гг. Согласно пресс-релизам, планируемые результаты деятельности НЦМУ – это «инновационные футуристические конфигурации сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) с низким уровнем звукового удара и шума, создание технологии многокритериального проектирования летательного аппарата, системы отображения информации на базе технического зрения и AR (технология дополненной реальности) в кабине пилота и др.».

По словам Сергея Леонидовича, в настоящий момент специалисты ЦАГИ ведут работу по созданию летного демонстратора модели сверхзвукового гражданского самолета под названием «Стриж», техническое предложение на который Институт разработал в предыдущих государственных контрактах. Основная цель разработки демонстратора – подтвердить в натурных условиях эффективность и реализуемость комплекса технологий и технических решений для СПС нового поколения. На каком этапе находится изготовление демонстратора для летных экспериментов не сообщается.

Необходимо сказать, что в США также в течение длительного времени ведутся работы по созданию аналогичного СПС. Созданием перспективного сверхзвукового пассажирского авиалайнера «Увертюра» (Overture) занимается американская компания Boom Supersonic, которая в конце прошлого года приступила к строительству завода в районе международного аэропорта Пьемонт-Триад в Гринсборо (штат Северная Каролина). Официально объявлено, что выкатка первого прототипа перспективного  СПС должна состояться в 2026 г.

В настоящее время построенный демонстратор самолета – экспериментальная машина «Локхид-Мартин» (Lockheed-Martin) Х-59 по программе «Бесшумный сверхзвуковой транспорт» (QuestSST) готовится к летным испытаниям. Предполагается, что машина достигнет скорости М=1,6. Прототип был построен в рамках программы NASA Low-Boom Flight Demonstration на дочернем предприятии компании «Локхид-Мартин» – знаменитой фирме «Сканк Уоркс» (Skank Works), которая занимается секретными разработками.

В декабре 2022 г. компания Boom Supersonic сообщила, что перед разработчиками стоит задача разработать собственными силами экономичный турбовентиляторный двигатель под названием Boom Symphony. Подобная задача стоит и перед отечественной авиапромышленностью. Уровень нынешних возможностей отечественной авиапромышленности наглядно был продемонстрирован, в частности, в ходе реализации в течение почти двух десятков лет проекта по созданию легкого военно-транспортного самолета Ил-112В и двигателя для него ТВ7-117СТ. Стоит напомнить, что базовый вариант двигателя ТВ7-117 начал разрабатываться согласно Постановлению Совета министров СССР, подписанного 2 сентября 1985 г. Стоит также напомнить про нынешние секвестирования ассигнований на научные разработки.

Юрий Пономарев

На снимке: модель СПС нового поколения ЦАГИ

 

Фото автора