Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Будущее российско-китайского проекта по самолету CR929 пока не просматривается, но работы в рамках программы продолжаются
На 10-ом научно-техническом форуме «Композиты без границ», который проходил в столичном ЦВК «Экспоцентр» с 28 и 29 марта 2023 г., первый заместитель генерального директора корпорации «Иркут» и генеральный директор компании «АэроКомпозит» (входят в состав Объединенной авиастроительной корпорации) Анатолий Гайданский сообщил, что в нынешнем году на ульяновском предприятии «АэроКомпозит» было завершено изготовление прототипа крыла из полимерно-композиционных материалов (ПКМ) для российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
Прототип крыла для авиалайнера CR929 изготовлен на основе задела, полученного при создании крыла из ПКМ для отечественного авиалайнера МС-21. Размер прототипа в хорде составляет до 6 м, а длина – до 22 метров. «Увеличение крыла по сравнению с МС-21 влечет за собой другие толщины профиля и соответственно, совершенно другие расчетные характеристики и методики прочностных испытаний», – заявил Анатолий Иосифович.
Прототип крыла для авиалайнера CR929 уже доставлен с помощью автотранспорта в Жуковский в ЦАГИ, где изделие пройдет испытания на прочность. Анатолий Гайданский также сказал, что прототип крыла CR929 планируется показать на авиасалоне МАКС-2023, который пройдет в выставочном комплексе на территории аэродрома ЛИИ с 25 по 30 июля 2023 г.
В конце декабря 2022 г. премьер правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение № 4171-р о выделении ОАК 896,8 млн. рублей из госбюджета в 2023 г. на продолжение разработки широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Речь в правительственном документе идет о работах, которые велись с 2015 г. в рамках проекта по российско-китайскому самолету CR929. Средства запланировано выделить в рамках федерального проекта «Научное обеспечение господдержки российских организаций самолетостроения». На эти средства Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) до конца 2025 г. должна представить отчеты о проведении «расчетно-экспериментальных работ для подтверждения свойств конструкции самолета и конструктивно-технологических решений с применением композитных материалов».
Необходимо сказать, что будущее проекта перспективного дальнемагистрального самолета пока в тумане. На сегодняшний день известно только, что начиная с 2025 г., согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., в России будут строить по два дальнемагистральных авиалайнера Ил-96-300 в год. Эпопея с созданием самолетов семейства Ил-96 началась более сорока лет назад. В 1983 г. Совет министров СССР выпустил постановление по разработке авиалайнеров марки Ил-96 и Ту-204.
По словам вице-премьера правительства и руководителя Минпромторговли Дениса Мантурова, следующий этап переговоров с китайскими партнерами по проекту авиалайнера CR929 был намечен на первый квартал 2023 г.
Игорь Лот
Фото автора