Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Демонстратор технологий сверхзвукового пассажирского самолета планируют построить в России в 2028 г.
На прошедшем в первой декаде марта Ученом совете ЦАГИ генеральный директор НИЦ «Институт им. Н.Е.Жуковского Андрей Дутов заявил, что с 2022 г. под руководством Центра реализуется ряд комплексных научно-технологических проектов в области гражданского авиастроения, в частности, проект «Сверхзвуковой гражданский самолет», который должен стартовать в нынешнем году. «Основные усилия будут направлены на разработку демонстратора комплекса технологий сверхзвукового гражданского самолета (СГС) «Стриж», техническое предложение на который разработано ЦАГИ в предыдущих государственных контрактах», – сообщил А.Дутов.
По словам генерального директора ЦАГИ Кирилла Сыпало, «одной из исследуемых задач является снижение уровня звукового удара, поэтому выбрана компоновка с удлиненной носовой частью фюзеляжа, крылом особой геометрии и надкрыльевым расположением воздухозаборников. В ходе работ специалисты ЦАГИ также проведут детальную проработку конструкции и силового агрегата летного демонстратора. Планируется, что самолет-демонстратор будет построен к 2028 г. с использованием серийно производимых двигателей и элементов самолетного оборудования и систем».
Предполагается, что после создания летающего самолета-демонстратора следующим этапом будет разработка и постройка перспективного делового самолета (бизнес-джета), который сможет летать со скоростью М=1,6-1,8 (1800–2100 км/ч) и с дальностью полета 7500-8000 км. Этой дальности полета с запасом хватит для перелетов по маршрутам Москва-Нью-Йорк и Москва-Хабаровск и займет вдвое меньше времени по сравнению с дозвуковыми авиалайнерами. Уровень звукового удара при полете на сверхзвуке может составить 65-70 дБА, что соответствует шуму мегаполиса.
В настоящее время в научных исследованиях по созданию СГС вместе с ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского участвуют ЦИАМ им. П.И.Баранова, ЛИИ им. М.М.Громова, ГосНИИГА, МАИ, и др.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: модель СГС ЦАГИ