Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В ЦАГИ работают в рамках проекта по созданию легкого конвертируемого самолета (ЛКС) с криогенными топливными баками
По сообщению пресс-службы ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, в Институте в настоящее время аэродинамические характеристики легкого конвертируемого самолета (ЛКС) с криогенными топливными баками. Работа проводится в рамках НИР «Технологии-транспорт 2» по контракту с Минпромторговли России. Основная задача НИР – это снижение отрицательного влияния внешних криогенных емкостей на аэродинамическое качество, устойчивость и управляемость летательного аппарата.
Ранее специалисты ЦАГИ разработали концепцию ЛКС и провели серию экспериментов в аэродинамических трубах (АДТ). В частности, изучали различные виды элементов компоновки самолета (обтекателя шасси, оперения, мотогондол), возможностей защиты от обледенения и др. По результатам исследований летно-технических характеристик летательного аппарата был определен необходимый размер баков для криогенного топлива: он составил около 2 м в диаметре и порядка 10 м в длину. Объем топлива, размещаемый в баке таких габаритов, позволит совершать полеты на дальность 1,2-2 тыс. км с грузом массой 5-6 т.
В научно-производственного центре Института а изготовили два макета внешних криогенных баков для модели ЛКС в масштабе 1:10, отличающихся формой: профилированной и цилиндрической. Далее специалисты ЦАГИ изучили влияние этих вариантов внешнего бака, установленных над фюзеляжем самолета, на его аэродинамические характеристики: сопротивление, устойчивость и управляемость. Испытания проводились в АДТ Т-102 при скорости воздушного потока 50 м/с: Моделировались крейсерский режим полета, а также взлет и посадка самолета. Кроме того исследовалось влияние формы внешнего криогенного бака на эффективность руля направления. Полученные результаты испытаний подтвердили расчетные оценки. Они будут использованы для формирования оптимальной компоновки регионального самолета на криогенном топливе.
Необходимо отметить, что свойства криогенного горючего не позволяют использовать традиционные топливные баки в крыле самолета, поэтому требуются специальные теплоизолированные емкости увеличенных объемов. Их размещение - одна из важных проблем компоновки воздушного судна на криогенном топливе. Для региональных самолетов, ввиду сравнительно малых внутренних объемов, установка криогенных емкостей возможна исключительно снаружи, что негативно влияет на аэродинамику летательных аппаратов.
Игорь Лот
Фото пресс-службы ЦАГИ