Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В ЦАГИ проводят исследования в рамках проекта по созданию перспективного конвертоплана
По сообщению пресс-службы ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, в специалисты Института ведут работы по разработке перспективных винтокрылых летательных аппаратов (ЛА), в том числе и конвертопланной схемы.
Для проведения исследований в ЦАГИ была разработана и изготовлена модель перспективного конвертоплана. Модель выполнена по аддитивной технологии селективного лазерного сплавления специального отечественного порошкового материала из нержавеющей стали, включая резьбовые элементы крепежа и фиксаторы положения элементов механизации. По утверждению пресс-службы Института, «уникальные по возможности технологии позволили реализовать модель с минимальным количеством сборочных компонентов». Конструкция модели конвертоплана содержит сложную систему внутренних каналов диаметром до 0,5 мм. Они проходят внутри фюзеляжа и выходят на концах вращающихся лопастей.
Следующим этапом исследований стали эксперименты в гидродинамической трубе ГДТ-400 ЦАГИ. Цель этих испытаний заключалась в визуализации обтекания модели конвертоплана методом подкрашенных струек на различных режимах его полета (висение вблизи земли, полет по-вертолетному, переходный режим, полет по-самолетному) в широком диапазоне углов атаки и скольжения. Исследования проводились при различных значениях относительной скорости потока.
Специалисты ЦАГИ изучали концевые вихри, образующиеся на несуще-тянущих винтах, их положение относительно элементов модели и области взаимодействия с крылом и хвостовым оперением на различных режимах полета/
В дальнейшем ученые Института планируют использовать полученные данные для испытаний конвертопланов в аэродинамической трубе ЦАГИ. Предполагается, что разработанная технология изготовления моделей и методика испытаний найдет применение в исследованиях перспективных винтокрылых летательных аппаратов различных схем.
Пока летательные аппараты конвертопланной схемы имеются в эксплуатации только в вооруженных силах США. Единственный серийно выпускаемый в мире конвертоплан V-22 «Оспри» (ЛА военного назначения), который разрабатывался компанией «Белл» (США) более 30 лет, находится на вооружении ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США. Изготовлено свыше 350 различных модификаций конвертоплана V-22, который может перевозить до 24 десантников с крейсерской скоростью 565 км/ч на расстояние до 720 км.
В Италии группа «Леонардо» (на первоначальном этапе совместно с компанией «Белл») около 20 лет ведет разработку конвертоплана гражданского назначения – машины AW609. В конце лета 2021 г. итальянская группа «Леонардо» Приступила к летной сертификации первого в мире пассажирского конвертоплана AW609. ЛА может перевозить до 9 человек.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: одна из моделей перспективного конвертоплана ЦАГИ