Новые эксперименты в ЦАГИ в области метрологии

Для изучения стационарных и нестационарных параметров, влияющих на поток в  аэродинамической трубе (АДТ), специалисты ЦАГИ им. профессора Н. Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт им. Н. Е. Жуковского») разработали способ измерения нестационарных характеристик воздушного потока непосредственно в экспериментальной установке.

Следует сказать, что к нестационарным параметрам воздушного потока относятся, в частности, пульсации полного и статического давления в рабочей части АДТ.

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, на первом этапе специалисты Института спроектировали и изготовили специальное оборудование: насадок типа Пито-Прандтля (удлиненная металлическая трубка с отверстиями, принимающими поток). Конструктивные особенности насадка позволяют защитить датчики давления, установленные в нем, от повреждения мелкими частицами, которые могут содержаться в потоке аэродинамической трубы.

Была разработана математическая модель, которая позволяет определять значения нестационарного давления перед приемным отверстием по показаниям датчиков, установленных в насадке. Ученые ЦАГИ разработали методику калибровки таких приемников. Насадок с внутренними и установленными рядом с приемными отверстиями эталонными датчиками (измеряющими давление без искажения) оценивался двумя способами. В первом случае с помощью генератора звука и акустической системы моделировались частоты от 20 до 11000 Гц. Во втором – производилось импульсное воздействие путем разрыва резинового шарика. В обоих вариантах доказано, что при применении разработанной математической модели показания датчиков в насадке можно восстанавливать расчетным путем до значений эталонных приборов.

Затем насадок с датчиками полного и статического давления был размещен в рабочей части АДТ Т-128 ЦАГИ. Благодаря этому эксперименту впервые были измерены пульсации полного давления в этой установке. Кроме того, изучено запаздывание штатных приемников полного и статического давления. Все это позволит ученым ЦАГИ получать более точные характеристики исследуемой модели летательного аппарата.

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы ЦАГИ