Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В 2021 г. в ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского проводились исследования по разработке перспективного малошумного ближнемагистрального самолета (БМС)
По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в Институте в прошедшем году был проведен очередной этап исследований в рамках проекта по созданию перспективного малошумного ближнемагистрального самолета (БМС). Исследования в аэродинамической трубе (АДТ) Т-128 Института проводились на полумодели БМС.
Ранее в АДТ ЦАГИ испытывались полные модели БМС. В дальнейшем для большей достоверности исследований была изготовлена крупномасштабная полумодель. Проведенные эксперименты подтвердили наличие протяженных ламинарных участков на верхней поверхности крыла. Специалисты Института подробно изучили границы ламинарного обтекания. Также уточнялись особенности физики процесса обтекания консоли крыла на взлетно-посадочных режимах при отклоненной механизации в виде закрылков и щитков Крюгера, обеспечивающих снижение посадочной скорости.
Принципиальными отличиями перспективного БМС являются: во-первых, крыло малой стреловидности, обеспечивающее ламинарное обтекание, и верхнее расположение двигателей над его задней кромкой. Преимуществом компоновки являются, по мнению исследователей, снижение сопротивления, экранирование крылом шума от двигателя и защита от попадания посторонних предметов в воздухозаборники самолета при взлете и посадке.
Следующим шагом в исследованиях стала доработка механизации крыла БМС с целью приближения эффективности щитка Крюгера к эффективности стандартного предкрылка. На завершившемся этапе работ ученые Института изучали пути устранения зон преждевременного локального отрыва воздушного потока в корневой части крыла. С целью его подавления было предложено установить вихрегенератор на фюзеляже перед крылом. В эксперименте исследовались различные положения вихрегенератора. Было найдено оптимальное положение, при котором коэффициент максимальной подъемной силы в посадочной конфигурации вырос на 5%. Такое решение позволило выйти на уровень несущих свойств, сопоставимый с уровнем самолетов с предкрылком.
Цель исследовательского проекта – сформировать солидный научно-технический задел, который может быть использован при практическом проектировании БМС.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ