Исследования регионального самолета «Суперджет-100» на бафтинг

В прошедшем 2021 г. в ЦАГИ продолжали исследования самолета «Суперджет-100» (SJ-100) в рамках проекта SSJ-New

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в Институте в 2021 г. был проведен цикл работ, связанных с изучением бафтинга – явления аэроупругости, которое приводит к вынужденным колебаниям конструкции, что может приводить к снижению ее ресурса. Заказчик работ – ПАО «Корпорация «Иркут».

Сотрудники института исследовали горизонтальное оперение (ГО) модели воздушного судна на взлетно-посадочных режимах. На первом этапе эксперименты проходили в аэродинамической трубе (АДТ) Т-101 ЦАГИ при скоростях потока 15 м/с. Модель была помещена на платформу, имитирующую взлетно-посадочную полосу. Был рассмотрен ряд ее конфигураций: в разных комбинациях устанавливались тормозные щитки и интерцепторы, модель и ГО перемещались под разными углами атаки. Результаты обработки вибраций модели методами спектрального анализа и визуализация картины обтекания ГО с помощью шелковинок позволили получить предварительные оценки характеристик бафтинга. Они в определенной мере согласуются с данными анализа вибраций ГО самолета SJ-100 при посадке, которые получены за более чем десятилетнюю эксплуатацию машины. Полученная информация соответствует и итогам расчетных оценок.

На следующем этапе испытаний в АДТ были рассмотрены различные варианты изменений конструкции хвостовой части исследуемой модели с целью устранить возможное проявление опасной формы бафтинга или снизить его интенсивность.

Проведенные исследования необходимы для снижения рисков возникновения бафтинга в рамках программы по созданию авиалайнера SSJ-New. Ученые института продолжат поиск путей усовершенствования конструкции проектируемого самолета семейства «Суперджет-100» – SSJ-New для предотвращения опасных явлений аэроупругости на всех режимах полета.

Справка сайта

Корпорация «Иркут», которая входит в состав госкорпорации (ГК) «Ростех», намерена разработать усовершенствованную модель «Суперджета» – самолет Sukhoi Superjet New (SSJ-New) к 2023 г. Эта разработка будет поручена Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Планируется выделить ОАК на разработку SSJ-New не менее 50 млрд. руб. По расчетам ГК «Ростех», создание новой усовершенствованной модели обойдется в 120-130 млрд. руб.

Планируется, что доля российских компонентов в авиалайнере SSJ-New составит 50-60%. Решено, что комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, гидравлическая и топливные системы, система кондиционирования воздуха и др. будут российского производства.

Бюджет программы машины SSJ-New уже рассчитан и распределен по годам. Большую часть инвестиций на SSJ-New ОАК  и Объединенная двигателестроительная корпорация получат из госбюджета. Около половины суммы уйдет на создание отечественного двигателя нового поколения ПД-8 для самолета SSJ-New, разработкой которого занимаются предприятия ОДК. Двигатель ПД-8 должен прийти на замену российско-французскому двигателю SaM146, который сейчас устанавливается на «Суперджете». Разработка турбореактивного двигателя ПД-8 в настоящее время находится на стадии наземных стендовых испытаний газогенератора. Мотор ПД-8 создается на базе газогенератора двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21 и будет иметь тягу 7,9 тс на взлетном режиме.

Первый опытный образец нового отечественного двигателя ПД-8 планировалось собрать в декабре 2021 г. Летные испытания двигателя ПД-8 для самолета «Суперджет-100» и SSJ-New должны начаться в 2022 г. Сертификация двигателя намечена на 2023 г.

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы ЦАГИ