В ЦАГИ проводят исследования в рамках работ по созданию отечественного авиадвигателя большой мощности

В Институте провели цикл экспериментальных исследований в АДТ модели мотогондолы для авиационного двигателя ПД-35

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, специалисты Института провели цикл экспериментальных исследований ламинарно-турбулентного перехода на проточной модели мотогондолы. Заказчиком работ является пермское АО «ОДК-Авиадвигатель», которое входит состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Исследования проводились с целью подтверждения эффективности программного продукта, разработанного Институтом теоретической и прикладной механики им. С.А.Христиановича Сибирского отделения РАН.

Программный продукт предназначен для создания мотогондолы с естественным ламинарным обтеканием для перспективного двухконтурного турбовентиляторного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35.

На подготовительном этапе работ специалисты ЦАГИ проанализировали первоначальные данные по проекту, определили наиболее подходящие для проведения экспериментов измерительные технологии и установки. После этого была спроектирована, а затем и изготовлена специальная модель мотогондолы. Валидация теоретических расчетов определения области ламинарно-турбулентного перехода проходилась в трансзвуковой аэродинамической трубе  (АДТ) Т-107 ЦАГИ.

Модель мотогондолы испытывалась в АДТ при числах Маха до 0,75 и углах атаки от 0 до +10 градусов. Для визуализации области ламинарно-турбулентного перехода применялись панорамные методы с использованием тепловизора и жидких кристаллов, а также термоанемометрические измерения.

Следующим этапом станут исследования модели мотогондолы в АДТ Т-106 и Т-128 при разном внешнем фоне возмущений набегающего потока.

Справка сайта

Решение о создании двигателя ПД-35 было принято в 2016 г., в тот же год началась разработка перспективного турбовентиляторного ПД-35 с тягой 35 тс. В рамках программы по мотору ПД-35 предполагается масштабировать газогенератор от двигателя ПД-14, который создан для авиалайнера МС-21 и уже сертифицирован, причем будет добавлена дополнительная ступень на выходе из компрессора высокого давления. В результате число ступеней компрессора и турбины ПД-35 составит 9 + 2. Головной разработчик – АО «ОДК-Авиадвигатель», а головной изготовитель – «ОДК-Пермские моторы». Оба предприятия входят в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).

На разработку двигателя ПД-35 отводится десять лет. По заявлению управляющего директора-генерального конструктора АО «ОДК-Авиадвигатель» Александра Иноземцева, государство планирует выделить на создание мотора ПД-35 около $ 3 млрд. В 2018 г. было разработано техническое задание. Сейчас проект находится в стадии проектирования. На 2023 г. намечено изготовление двигателя-демонстратора, затем начнется этап стендовых испытаний. Испытания должны завершиться в 2025 г. Новый мотор планируется сертифицировать в 2027 г. Серийное производство ПД-35 начнется в Перми в 2028 г

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы ЦАГИ