Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В ЦАГИ ведется подготовка планера перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В к прочностным испытаниям, а в ЛИИ завершился четвертый этап летных испытаний турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ для самолетов Ил-112В и Ил-114-300
ЦАГИ
На последней июльской неделе 2020 г. пресс-служба ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского сообщила, что в ходе ресурсных испытаний самолета Ил-112В, которые начнутся в 2021 г., планер самолета «подвергнется многократным нагружениям, имитирующим не менее 5000 полетов. Далее планер машины пройдет комплекс статических испытаний. Эксперименты продлятся порядка двух лет. Кроме того, на ближайшее время запланированы совместные работы по улучшению аэродинамики, конструктивных характеристик и доработке системы управления будущих серийных самолетов Ил-112В».
Планер машины Ил-112В (№ 0102) был доставлен на нескольких автотрейлерах с Воронежского авиазавода (ВАСО) в Жуковский в конце декабря 2018 г. Вначале официально было заявлено, что планер машины № 0102 будет использоваться вначале для статических, а затем ресурсных испытаний в ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского. Так по договоренности с компанией «Ильюшин» и военными будет сделано для экономии средств Минобороны России.
В конце мая 2019 г. пресс-служба ЦАГИ сообщила, что специалисты Института и завода-изготовителя ВАСО завершили сборку второго образца военно-транспортного самолета Ил-112В, предназначенного для ресурсных испытаний, которые начнутся в июле-августе 2019 года.
Затем наступила информационная пауза. В течение второй половины 2019 г. и начала 2020 г. планер машины Ил-112В (№ 0102) постепенно готовился к прочностным испытаниям и создавался стенд для их проведения.
Необходимо сказать, что в конце мая 2018 г. летный образец перспективного легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС) Ил-112В (№ 0101) успешно прошел проверку на герметичность и влагозащищенность фюзеляжа. Данные испытания проводились по определенной процедуре в несколько этапов, включающих технологический наддув в условиях сборочного цеха и опрессовку вне цеха. На борт подавалось давление до 0,45 кгс и фиксировалось время его падения до 0,1 кгс.
Первый и пока единственный испытательный полет нового легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС) Ил-112В (№ 0101) состоялся 30 марта 2019 г.
ЛИИ
Почти одновременно с официальным сообщением из ЦАГИ, пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) сообщила, что двигатель ТВ7-117СТ для нового российского пассажирского самолета Ил-114-300 и ЛВТС Ил-112В «успешно завершил испытательный цикл на летающей лаборатории ЛИИ – машине Ил-76ЛЛ». Силовая установка готова к испытаниям в составе регионального пассажирского самолета Ил-114-300 и ЛВТС Ил-112В и что «по итогам четырех этапов испытаний Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова готов выдать положительное заключение для начала испытательных полетов». «Три силовые установки уже поставлены в ПАО «Ил», для последующих летно-конструкторских испытаний на предприятие будут поставлены еще пять двигателей», – сообщил заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.
Для проведения летных испытаний турбовинтового двигателя (ТВД) ТВ7-117СТ перспективный мотор установили на летающей лаборатории – машине Ил-76ЛЛ (бортовой № 76492) вместо одного штатного двигателя. Инженерное сопровождение со стороны ЛИИ летных испытаний ТВД ТВ7-117СТ и автоматической системы управления двигателем осуществляли специалисты НИО-3 Института. Первый этап летных испытаний ТВД ТВ7-117СТ стартовал в ЛИИ им. М.М.Громова 12 сентября 2017 г. Второй этап летных испытаний ТВД ТВ7-117СТ начался в ЛИИ в начале лета 2018 г., а завершился в конце октября 2018 г.
В начале декабря 2019 г. в ЛИИ им. был завершен третий этап летных испытаний базовой силовой установки для самолетов Ил-112В и Ил-114-300 – турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, разработанного в АО «ОДК-Климов». В ходе четырнадцати наземных гонок и девяти полетов третьего этапа была проверена работа двигателя ТВ7-117СТ и функционирование новых агрегатов системы управления, проведена проверка программно-математического обеспечения систем автоматического управления (САУ). Система автоматического управления контролирует не только работу самого двигателя, но и воздушного винта АВ-112, то есть всей силовой установки самолета.
Досье сайта
Ил-112В – это легкий оперативно-тактический военно-транспортный самолет нового поколения, предназначенный для замены парка Ан-26. Новый ЛВТС рассчитан при проектировании на перевозку груза массой до 6 т на расстояние до 1 тыс. км, а 3,5 т – на расстояние до 3,5 тыс. км с крейсерской скоростью 480 км/ч. Создание ЛВТС Ил-112В, предназначенного для перевозки грузов и десантирования их, а также парашютистов, было предусмотрено Государственной программой вооружения России на период до 2015 г. (ГПВ-2015), сейчас – ГПВ-2025.
Проектирование самолета началось в первой половине 1990-х годов. В мае 2011 г. Минобороны России приняло решение отказаться от ЛВТС Ил-112 и приобрести партию самолетов Ан-140 в грузовой версии. В июле 2011 г. работы по Ил-112В на ВАСО были остановлены, а в 2015 г. возобновлены. Гражданская версия машины предназначена для транспортировки широкой номенклатуры разнообразных грузов. Ряд отечественных грузовых авиакомпаний заинтересовались гражданским вариантом самолета Ил-112В.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ
На снимке: планер самолета Ил-112В (№ 0102) в ЦАГИ