Экспериментальные исследования в ЦАГИ по двум перспективным проектам самолетов гражданского назначения

В Институте завершили продувочные испытания контрольной модели дальнемагистрального российско-китайского самолета CR929 и полумодели перспективного малошумного ближнемагистрального самолета

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, испытания модели CR929 в конфигурации «фюзеляж плюс крыло» проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе (АДТ) Т-128. Ранее аналогичные исследования этой модели CR929 в масштабе 1:39 прошли в АДТ Евросоюза и КНР. Высокоскоростная контрольная модель (High speed standard model – HSM) спроектирована совместно российскими и китайскими специалистами по аэродинамике.

«Серия испытаний в АДТ разных стран позволила нам собрать данные, на основе которых мы сможем выполнить корректное сравнение результатов. Полученная информация позволит нам более точно спрогнозировать аэродинамические характеристики самолета CR929 в условиях натурного полета», – сообщил главный конструктор проекта с российской стороны Максим Литвинов. Также Максим Литвинов пояснил, что результаты продувок, полученные специалистами ЦАГИ, позволят более точно прогнозировать аэродинамические характеристики авиалайнера, выяснить, как самолет CR929 поведет себя на скорости полета выше проектных показателей.

Результаты испытаний модели HSM имеют не только практическое значение для программы CR929, но и в целом важны для развития отечественного гражданского авиастроения.

В ноябре нынешнего года в ЦАГИ был завершен первый этап исследований в АДТ Т-128 полумодели перспективного малошумного ближнемагистрального самолета. Особенностью исследуемого летательного аппарата является наличие крыла малой стреловидности, позволяющее обеспечить ламинарное обтекание, и расположение двигателей над задней кромкой крыла. Такая компоновка, по мнению специалистов Института, дает перспективному авиалайнеру три преимущества: это снижение сопротивления, экранирование крылом шума от двигателя и защита от попадания посторонних предметов при взлете и посадке. Применение современных профилей позволит сохранить ту же скорость, что и у нынешнего поколения аналогичных пассажирских самолетов – 830–850 км/ч. Полумодель самолета исследовалась в крейсерской конфигурации (т.е. гладкое крыло) и в конфигурации с отклоненной взлетно-посадочной механизацией.

Ранее в АДТ ЦАГИ были испытаны полные модели перспективного малошумного ближнемагистрального самолета. Однако для увеличения достоверности исследований специалисты института решили продуть полумодель. Эксперименты в АДТ проводились при числах Маха 0,2 на малых скоростях и при числах Маха 0,75-0,8 на больших скоростях потока.

Исследования в рамках концепции перспективного малошумного ближнемагистрального авиалайнера нового поколения имеют продолжительную историю, Она начала разрабатываться в ЦАГИ в еще в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники в 2002–2010 годах и на период до 2015 года». Первые исследования были проведены в трансзвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ в 2013 г.

Юрий Пономарев

Фото пресс-службы ЦАГИ

 

На снимке: полумодель перспективного малошумного ближнемагистрального самолета