Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в Опытном производстве Института освоили обработку на металлообрабатывающих комплексах с ЧПУ обработку крупных деталей из алюминия
В настоящее время в Институте ведутся работы по техническому перевооружению ряда экспериментальных установок, среди которых весьма востребованная трансзвуковая аэродинамическая труба (АДТ) Т-128. Эта одна из самых больших в ЦАГИ АДТ с длиной рабочей части до 3 м. В АДТ Т-128 можно устанавливать модели с размахом крыла до 2,2 м. Поток в трубе создается компрессором с приводом мощностью 100 МВт.
Важными элементами компрессорной установки АДТ-128 являются лопатки, основная функция которых – это изменение параметров газового потока в целях повышения его скорости. Для полной замены комплекта лопаток Т-128, изготовленного на специализированном заводе в 1980-х годах и выработавшего свой ресурс, сотрудниками Опытного производства научно-производственного комплекса (ОПИ НПК) ЦАГИ была освоена с нуля технология обработки крупных деталей из специального алюминиевого сплава.
Для наибольшей точности работы подбиралась необходимая траектория движения фрезы современного пятиосевого высокопроизводительного станка с числовым программным управлением (ЧПУ). На сегодня в Институте изготовлено 27 крупноразмерных лопаток и 23 лопатки находятся в производстве
По утверждению специалистов Института, разработанная технология позволяет изготовить изделие с требуемыми механическими свойствами и поверхностями высокого качества, сократить время работы обрабатывающего комплекса с ЧПУ, а также свести к минимуму ручной труд при полировке поверхности лопатки после механической обработки.
В Опытном производстве Института, оснащенном зарубежными металлообрабатывающими комплексами с ЧПУ, изготавливают аэродинамические модели летательных аппаратов, тензометрические весы, нестандартное оборудование и др. Судя по информации, размещенной ЦАГИ в Интернете, ОПИ Института выполняет заказы для различных отраслей машиностроения, в частности, для авиапромышленности, РЖД и др.
Необходимо сказать, что в начале октября нынешнего года в ЦАГИ была запущена в эксплуатацию отечественная установка плазменной резки металла. Новая установка позволяет добиться высокого уровня выполнения операций по изготовлению заготовок не только для сложных деталей моделей летательных аппаратов, но и натурных воздушных судов.
Установка плазменной резки металла с габаритами 2 х 6 м размещена в заготовительном цехе ОПИ НПК. Основаниями машины являются алюминиевые профили, на которых установлены две рельсовые направляющие. Движение резака по осям X, Y и Z осуществляется с помощью специальных кареток. Координаты перемещения задаются терминалом с ЧПУ. Все это позволяет вырезать из листового металла сложные формы и воспроизводить профильную поверхность. По словам главного технолога ОПИ НПК Андрея Баранова, скорость заготовительных операций на новой установке возросла в десятки раз. Резка плазмой позволяет обрабатывать такие материалы, как титан, нержавеющая сталь, алюминий. Кроме того, станок может функционировать и в комбинации азот/воздух и азот/азот, воспроизводя газовую резку.
Юрий Пономарев
На снимке: установка плазменной резки металла
Фото пресс-службы ЦАГИ