Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В АДТ Т-128 продували модель отечественного пилотируемого транспортного космического корабля нового поколения
По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в октябре 2019 г. в Институте был завершен очередной этап испытаний пилотируемого транспортного космического корабля (ПТКК) «Орел», головным разработчиком которого является РКК «Энергия» им. С.П.Королева. Испытания проводились на модели ПТКК в большой трансзвуковой аэродинамической трубе (АДТ) Т-128 на дозвуковом режиме с использованием автоматизированного стенда.
Цель проведенных исследований – определение аэродинамических характеристик крышки парашютного контейнера в широком диапазоне углов атаки возвращаемого аппарата при отделении крышки от ПТКК. Отделение крышки парашютного контейнера напрямую связано с вводом в действие парашютной системы возвращаемого аппарата. Надежное и безударное отделение крышки является залогом обеспечения безопасного приземления экипажа ПТКК.
Следует сказать, что в 2018 г. в ЦАГИ были проведены продувки в АДТ модели перспективного отечественного транспортного космического корабля нового поколения, который год назад назывался «Федерация». Испытания проводились также в трансзвуковой АДТ Т-128 ЦАГИ. Были исследованы аэродинамические характеристики, распределение и пульсации давления на исполнительных моделях отдельного возвращаемого аппарата и в составе с ракетой-носителем.
«Орел» – это многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль нового поколения, разрабатываемый в ПАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева уже около десяти лет. Численность экипажа «Орла» составит до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции – около года. Необходимо отметить, что ПТКК «Федерация» был способен при полетах на околоземную орбиту взять на борт максимум 6 членов экипажа (на КК «Союз» – максимум три человека) и груз массой около 500 кг.
В январе 2019 г. руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что новый пилотируемый корабль «Федерация» будет переименован, так как ему нужно мужское имя. Затем наступила многомесячная пауза. 6 сентября 2019 г. Д.Рогозин объявил, что опытно-конструкторская разработка космического корабля «Федерация» получит в серийном производстве название «Орел» в честь первого российского военного парусного корабля.
Также 22 февраля нынешнего года Д.Рогозин объявил, что ПТКК «Орел» («Федерация») не предназначен для полетов к МКС, для этих целей будут использоваться корабли серии «Союз МС» и их модификации, а применение такого корабля, как «Орел» с повышенной тепловой и радиационной защитой будет слишком затратным для подобного рода миссий, добавив, что корабль «Орел» («Федерация») в рамках испытаний все же будет пристыковываться к МКС в 2023-2025 гг. для отработки систем корабля при возвращении на Землю. ПТКК «Орел» предназначен для полетов к Луне и миссий в дальний космос.
Беспилотные запуски пилотируемого транспортного корабля «Орел» намечены на 2023 гг.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ