В ЦАГИ прошло совещание по европейской программе SUPRA

 

 

По сообщению пресс-службы ЦАГИ им. проф Н.Е.Жуковского, 14-16 сентября в Институте прошло техническое совещание партнеров, участвующих в проекте SUPRA (Simulation of Upset Recovery in Aviation – Моделирование вывода транспортных самолётов из сложных пространственных положений), финансируемой Еврокомиссией в рамках 7-й Европейской рамочной программы (7РП) научно-технологического развития Европейского союза на 2007 – 2013 гг.

7РП – одна из крупнейших в мире программ финансирования научных исследований стоимостью 53 млрд. €. Программа финансируется из общего бюджета Евросоюза. На совещании в ЦАГИ подводились итоги работы за два прошедших года.

ЦАГИ участвует во всех восьми рабочих пакетах проекта и является лидером седьмого пакета. Специалисты ЦАГИ отвечают за формулировку окончательных результатов проекта SUPRA в области математического моделирования процессов сваливания современного пассажирского самолета, а также в выработке рекомендаций по доработке пилотажных тренажеров с целью обучения пилотов как предотвращать и выводить самолет из cложных пространственных положений (СПП).

С российской стороны, помимо ЦАГИ, в мероприятии приняли участие специалисты ЛИИ им. М.М.Громова и ЦНТУ «Динамика». Зарубежные партнеры были представлены семью компаниями из пяти стран мира: TNO Defence Security & Safety и Dezdemona BV, NLR (Нидерланды), AMST Systemtechnik (Австрия), Boeing Research & Technology Europe (Испания), De Montfort University (Великобритания) и Max Planck Institute for Biological Cybernetics (Германия). По итогам встречи была согласована программа исследований на следующий период (до января 2012 г.).

Досье сайта Международный проект SUPRA стартовал 1 сентября 2009 г. В проекте участвуют 10 компаний из пяти стран мира. Целью научно-исследовательской программы SUPRA является выработка концепции создания лётного тренажера для обучения экипажей обнаружения и вывода самолета из cложных пространственных положений (СПП), так как математические модели динамики полета самолетов и алгоритмы управления системами подвижности существующих пилотажных тренажеров не обеспечивают отработку необходимых навыков пилотирования в этих случаях. Потеря экипажем пространственной ориентировки и управляемости из-за неудачного вывода из СПП, считается одной из основных причин катастроф в гражданской авиации. В проекте SUPRA задействованы пилотажные стенды с подвижной кабиной ПСПК-102 (ЦАГИ), GRACE (NLR), пилотажный стенд нового поколения DESDEMONA (TNO) и исследовательский стенд KUKA (Max Planck Institute). Лётные исследования будут проводиться в ЛИИ на самолете - летающей лаборатории Ту-154М.

Планируемая дата завершения работ по программе SUPRA – 31 августа 2012 г.

Юрий Пономарев

Фото пресс-службы ЦАГИ