Исследования по скоростному вертолету в ЦАГИ в 2018 г.

Специалисты Института проводят исследования в рамках программы «ВКЛА-2025»

Во время «цаговской юбилейной недели» генеральный директор ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского Кирилл Сыпало рассказал корреспонденту информагентства ТАСС, что компания «Камов» в ближайшее время планирует начать работу по созданию летающей лаборатории перспективного скоростного вертолета (ПСВ) на базе военного вертолета Ка-52 соосной схемы. По словам Кирилла Ивановича, «работы по проекту ПСВ идут в двух направлениях. По первому направлению имеются отдельные наработки, такие как новые компоновки лопастей и несущих винтов, они будут внедряться на уже существующих машинах марки «Ми». По второму направлению – идет разработка вертолета принципиально новой схемы, проект которого представлен ОКБ им. Н.И.Камова.

Модель перспективного отечественного скоростного вертолета сосной схемы была продемонстрирована в документальном фильме «ЦАГИ 100 лет: Наука летать» телестудии Роскосмоса.

В комментарии к фильму было сказано, что скорость полета перспективной винтокрылой машины превысит 400 км/ч. В кадре была показана 3D-модель винтокрылой машины с соосным расположением несущих винтов. Вертолет будет иметь крылья и убирающееся шасси. Первая информация о перспективной машине появились в Интернете в конце октября 2018 г.

30 марта 2017 г. в Интернете было опубликовано сообщение, что в Минпромторговли России завершен конкурс на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». Сообщалось, что на проведение НИОКР выделяется 986,3 млн. руб. Цель проводимых НИОКР – формирование научно-технического задела (НТЗ) по аэродинамике и прочности для вертолетов нового поколения со скоростями полета до 350-400 км/час и преобразуемых высокоскоростных летательных аппаратов (ВКЛА) со скоростями полета до 700 км/час. В частности, сообщалось, что НИОКР необходимы для «проведения исследований возможных компоновок несущих винтов и корпусов с учетом требований по шуму, аэроупругости и безопасности; формирование технических обликов и интеграция основных технологий в интересах создания ВКЛА следующего поколения; системные исследования по формированию облика перспективных роботизированных авиационных систем как совокупности самостоятельных и взаимодействующих беспилотных воздушных судов различных классов, наземных и воздушных систем управления, обеспечивающих решение задач специального и гражданского применения». По официальной информации, сейчас исследования в рамках проекте, имеющего название «ВКЛА-2025».

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, специалисты Института в рамках программы «ВКЛА-2025» проводят исследования по повышению скорости полета винтокрылых машин. В частности, в ЦАГИ осенью 2018 г. проводились экспериментальные исследования по отработке технологий гашения колебаний вертолетных лопастей. В Институте разработана принципиально новая конфигурацию лопасти ротора несущего винта: ее задняя часть (триммер) отклоняется подобно закрылку самолета, в определенный момент увеличивая, а через пол-оборота винта уменьшая подъемную силу винта и при этом гася нежелательные вибрации. Согласно пресс-релизу, «в настоящее время ученые проводят аэродинамические испытания новых конфигураций лопасти. В качестве модели выбрана лопасть, по размерам сопоставимая с лопастью самого массового в мире вертолета Ми-8. Сравнительные эксперименты без триммеров и с ними показали, что амплитуда вибраций «гасится» в 2–2,5 раза».

По утверждению разработчиков, «данная технология позволит повысить крейсерскую скорость вертолета, снизить нагрузки, продлить ресурс конструкции, улучшить комфорт пассажиров и экипажа и уменьшить шум от несущего винта».

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы ЦАГИ