Исследования в ЦАГИ по высокоскоростным винтокрылым летательным аппаратам

За последние десять лет в ЦАГИ был проведен большой объем исследований в области вертолетной техники

Специалисты Института вели поисковые исследования в рамках научно-исследовательских работ (НИР) «Взлет», «Срыв», «Борей», «Стрекоза». В частности, в конце 2017 г. в Институте были завершены работы в рамках проекта «Стрекоза». Цель исследований заключалась в формировании научно-технических решений в области аэродинамики, динамики полета, акустики, прочности и безопасности полета для разработки перспективных, в том числе скоростных винтокрылых летательных аппаратов (ВКЛА).

Проект реализовывался в рамках государственной программы по контракту, заключенному с Минпромторговли России. Работы по контракту стартовали в 2016 г. и завершились в конце 2017 г. Исследования, начатые в рамках программы «Стрекоза», сейчас продолжаются в новом проекте, имеющим обозначение «ВКЛА-2025».

О проведенных в Институте научных исследованиях рассказал на круглом столе «Новые научные разработки ЦАГИ для винтокрылых летательных аппаратов» во время работы международной выставки «ХелиРаша-2018» (HeliRussia-2018) руководитель НИО-5 ЦАГИ кандидат технических наук Олег Кириллов. Докладчик обстоятельно рассказал об исследованиях в области аэродинамики и прочности винтокрылых машин, их систем управления, о перспективных разработках и др. Одним из направлений в исследованиях, проводимых в Институте, является, в частности, определение облика скоростного вертолета, его аэродинамической компоновки.

Следует сказать, что в начале нынешнего года руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что опытный образец российского перспективного скоростного боевого вертолета (ПСБВ), разрабатываемого холдингом «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») для Минобороны России, совершит первый полет в 2019 г. Работы по ПСБВ ведутся на Московском вертолетном заводе (МВЗ) им. М.Л.Миля в кооперации с другими предприятиями отрасли. Для ПСБВ специалисты МВЗ разработали новую конструкцию лопасти несущего винта, сообщил С.Чемезов. Силовая установка у ПСБВ будет состоять из двух турбовальных двигателей (ТВД) ВК-2500М, который еще предстоит создать. Это одна из модификаций ТВД ВК-2500.

Заместитель министра обороны Юрий Борисов в свою очередь заявил в феврале 2018 г. при посещении авиазавода в Арсеньеве, что военное ведомство хочет получить перспективный боевой вертолет с крейсерской скоростью на уровне 350-400 км/ч.

Перед открытием выставки «ХелиРаша-2018» генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский заявил представителям СМИ, что «Вертолеты России» применяют новый профиль лопастей и другие ноу-хау при разработке высокоскоростного боевого вертолета и что холдинг продолжает планомерно выполнять контракт с Минобороны России по разработке концепции перспективного скоростного боевого вертолета (ПСБВ). Соглашение рассчитано на два года, по итогам его исполнения должен быть определен облик ПСБВ и сформировано техническое задание на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР). А.Богинский сообщил журналистам, что в 2018 г. холдинг представит Минобороны две концепции ПСБВ. Это будут работы двух отечественных вертолетных ОКБ.

Одним из многообещающих направлений по созданию высокоскоростных винтокрылых летательных аппаратов являются работы по конвертопланам. Как сообщил Олег Кириллов, сейчас ЦАГИ участвует вместе с холдингом «Вертолеты России» в создании демонстратора технологий – беспилотного конвертоплана схемы «останавливаемое крыло – винт». Летные испытания экспериментального беспилотного конвертоплана намечены на 2019 г.

Олег Кириллов сказал, что осложняет проведение работ по созданию высокоскоростных винтокрылых летательных аппаратов устаревающая экспериментальная база Института, недостаточное финансирование поисковых исследований и недостаточно отработанная связь «наука – производство».

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы ЦАГИ