Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
МАКС-2015 прошел на фоне сложной политической и экономической ситуации в России и мире, которая в значительной степени сказывается на отечественной авиапромышленности.
Негативные факторы сказались соответственно на МАКС-2015. Авиасалон на этот раз получился менее международным по представительству и в большей степени национальным.
Из «новинок» гражданского сектора отечественного самолетостроения на авиасалоне демонстрировались сразу два «Суперджета-100» и один грузовой Ту-204С, что весьма символично для России, где до 80% авиапассажиров перевозится американскими «Боингами» и западноевропейскими «Аэробусами».
Наиболее впечатляющей была экспозиция отечественных военных самолетов и вертолетов, техники ПВО и ракетных вооружений. Вся показанная военная авиатехника весьма актуальна для текущего внешнеполитического момента и компании по импортозамещению. Следует заметить, что в «процессе» импортозамещения «пропал» новый вертолет средней грузоподъемности Ка-62, на котором установлены два турбовальных двигателя Ardiden 3G французской компании «Турбомека» (Turbomeca), австрийский редуктор несущего винта и трансмиссия, французская топливная система и др.
От авиасалона к авиасалону невооруженным глазом видно, как убывает количество отечественных военных и гражданских авиационных программ. Для появления новинок в российской авиапромышленности стал мал двухлетний цикл проведения авиасалона в Жуковском. Даже в наиболее успешной отрасли – в вертолетостроении – за последние годы, в частности, отказались от реализации ряда программ по легким вертолетам Ми-2М и Ми-34С1, а также от совместной разработки российско-итальянского вертолета взлетной массой 2,5 т. Обе стороны собирались участвовать в этой программе на паритетных началах. Происходит это «отступление» при многолетней тенденции, когда ниша легких вертолетов – самая большая и наиболее востребованная на мировом рынке.
В рамках МАКС-2015 прошел конкурс «Золотые крылья МАКС-2015», в котором состязались за звание лучшего участника и лучшую экспозицию на авиасалоне. Конкурс проводился в четвертый раз. Предлагаю в дополнение к этому конкурсу авиационной общественности проводить по итогам авиасалона неофициальный конкурс на самую «неинтересную экспозицию». Таковой на МАКС-2015 считаю объединенную экспозицию ОАК в павильоне F1, которая выполняла чисто представительские функции. Для этих целей достаточно шале.
У журналистов вызвало недоумение резкий спад, по сравнению с предыдущими авиасалонами, в активности авиационных КБ в информационном плане. Видимо, мало хороших новостей.
Зато наблюдалась большая активность представителей Ирана. Подобную активность проявляли на МАКСах китайцы лет пятнадцать-двадцать назад. В ситуации предполагаемой отмены санкций по отношению к Ирану можно с большей долей уверенности предположить, что иранцев в большей степени интересуют наши военные технологии, нежели гражданские.
Однако стоит сказать и о весьма положительном итоге работы МАКС-2015. Общая сумма твердых контрактов, заключенных на авиасалоне, оценивается руководством Минпромторговли России в сумму более 1 млрд $,, а вместе с опционами – в 2 млрд $. В основном успех сопутствовал региональному авиалайнеру «Сухой Суперджет-100», который последовательно и упорно продвигают на рынок с помощью различных преференций со стороны компании «Гражданские самолеты Сухого» и значительных (прежде всего в денежном выражении) мер государственной поддержки.
Юрий Пономарев
Фото Марины Лысцевой