Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На статической стоянке МАКС-2015 впервые была продемонстрирована машина Як-40ЛЛ, предназначенная для отработки интегрированного комплекса авионики
Осенью нынешнего года на самолете – летающей лаборатории Як-40, которую подготавливают к полетам НИИ авиационного оборудования (НИИАО) и ПИЦ, должны начаться летные испытания интегрированного комплекса бортового оборудования (ИКБО) ИМА (интегрированная модульная авионика). Летные испытания должны быть завершены к концу 2015 г. Всего программа летных испытаний рассчитана приблизительно на 20 летных часов.
Летные испытания являются необходимым условием для получения одобрения Авиарегистра (АР) Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Комплекс авионики, созданный в НИИАО (Институт является интегратором) в кооперации с рядом отечественных приборостроительных предприятий, реализует все функции по навигации, пилотированию, сигнализации, индикации, управлению общесамолетным оборудованием и др. НИОКР по созданию ИКБО ИМА официально начались в 2011 г. Создаваемый ближне-среднемагистральный авиалайнер МС-21 станет первым отечественным самолетом, оснащенным ИКБО ИМА.
ИКБО ИМА пройдет обязательную сертификацию в АР МАК, а также в Европейском агентстве по безопасности авиаперевозок (EASA). Бортовой комплекс планируется сертифицировать как отдельно, так и в составе самолета, чтобы его можно было продвигать как самостоятельный продукт.
Машина Як-40 приобретена Пилотажно-исследовательским центром (ПИЦ), который недавно вошел в состав концерна КРЭТ. Ранее ФГУП «ПИЦ» основном работал с военными. Следует сказать, что НИИ авиационного оборудования (НИИАО) уже несколько лет входит в состав Корпорации радиоэлектронные технологии (КРЭТ).
Необходимо отметить, что на МАКС-2013 Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), возглавляемый Сергеем Желтовым, позиционировал себя в качестве головного разработчика ИКБО ИМА. На МАКС-2013 представители ГосНИИАС заявляли, что именно их Институту Минпромторговли России выделило основные деньги на проведение научно-исследовательских работ (НИР) по ИКБО ИМА. Ныне ГосНИИАС входит в состав Научно-исследовательского центра (НИЦ) им. Н.Е.Жуковского. ГосНИИАС также участвует в программе летных испытаний ИКБО ИМА на машине Як-40ЛЛ, которая находится в высокой степени готовности.
Юрий Пономарев
Фото автора