Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В прошедшей в столице с 21 по 23 мая международной вертолетной выставке «ХелиРаша-2015» приняло участие более 200 компаний и организаций из 10 стран мира
На церемонии открытия выставки руководство вертолетостроительной отрасли излучало оптимизм. В частности, была афиширована информация о том, что на текущий момент портфель заказов холдинга «Вертолеты России» состоит из 585 машин на сумму в 490 млрд руб. План поставок на 2015 г. обеспечен твердыми заказами на 100%.
Также на выставке была распространена информация о том, что за 15 прошедших лет (с 2000 г.) «Рособоронэкспортом» было поставлено различным иностранным заказчикам свыше 800 винтокрылых машин марок «Ми» и «Ка». В 2014 г. «Рособоронэкспорт» поставил иностранным заказчикам более 100 вертолетов различных типов. «В течение пяти последних лет у нас ежегодно наблюдается уверенный рост объемов экспорта вертолетной техники, и мы постараемся сохранить набранные темпы. В ближайшие годы наиболее востребованными по-прежнему останутся военно-транспортные вертолеты типа Ми-17», – заявил представитель «Рособоронэкспорта».
В прошлом году отечественные вертолетные заводы поставили заказчикам 271 новый вертолет гражданского и военного назначения восьми типов. В нынешнем году холдинг «Вертолеты России» планирует поставить заказчикам 244 машины. Говоря о долгосрочных планах вертолетного холдинга, его руководитель Александр Михеев сказал, что в среднем ежегодные поставки новых вертолетов заказчикам до 2030 г. оцениваются в 230-280 штук с постепенным увеличением доли гражданских машин в общем объеме поставок. Можно сделать вывод, что дальнейшего наращивания объемов производства отечественных вертолетов (выхода на уровень 300 машин и более в год) не произойдет в ближайшие 15 лет. Это заявление А.Михеева вызывает вопросы. Первый вопрос: стабилизация производства связана с зависимостью отрасли от двигателей украинского и зарубежного производства? Или с прогнозируемым уменьшением спроса на внутреннем и внешнем рынках?
Всего в экспозиции 8-й Международной выставки вертолетной индустрии «ХелиРаша-2015 (HeliRussia-2015)», было представлено 5 вертолетов российского производства: Ми-8АМТ, Ми-2, Ка-226Т, «Ансат», «Афалина», а также 3 вертолета итало-британской компании «Агуста-Уэстленд», 3 машины производства европейской компании «Эрбас Хеликоптерс», 3 вертолета американской компании «Белл Хеликоптер» и др. Вместе с винтокрылыми машинами в экспозиции вертолетного салона демонстрировался легкий самолет германской фирмы «Стемме» – S6.
Впервые в России были продемонстрированы две зарубежные новинки: легкий вертолет Белл-505 американской компании «Белл Хеликоптер» и машина средней грузоподъемности AW189 итало-британской компании «Агуста-Уэстленд». Машина Белл-505 Джет Рейнджер Х – это пятиместный однодвигательный газотурбинный вертолет нового поколения. Первый полет Белл-505 состоялся в Канаде в ноябре 2014 г. Средний вертолет AW189 поступил в эксплуатацию весной 2014 г. Планируется, что летом нынешнего года на вертолет AW189 будет выдан Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета российский сертификат типа. По условиям подписанного в декабре 2014 г. соглашения, планируется осуществлять лицензионную отверточную сборку машины AW189 на предприятии российско-итальянского СП «ХелиВерт» в Томилино.
Разговор о значительной зависимости отечественной вертолетостроительной отрасли от поставок газотурбинных вертолетных двигателей, производимых на предприятии ОАО «Мотор Сич» (Запорожье), тоже шел на международном форуме в «Крокус Экспо». Следует сказать, что 21 мая выставку посетил генеральный директор ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, заявивший в СМИ, что, по его расчетам, двигатель, собранный из российских деталей, к 2015 г., будет дороже украинского в 2-2,5 раза. По его словам, ресурс двигателей украинского производства выше, а новые разработки «Мотор Сич», которые будут реализованы в ближайшее время, на 20 лет опережают возможные разработки российского КБ «Климов». Стоит отметить, что запорожское предприятие «Мотор Сич» выпускает до 70% всех двигателей для российских вертолетов и продолжает поставки, несмотря на свертывание сотрудничества в высокотехнологической сфере между Россией и Украиной.
В 2011 г. руководством предприятия заявлялось, что новый двигателестроительный завод ОАО «Климов» в пригороде Санкт-Петербурга в Шувалово выйдет в 2015 г. на проектную мощность 400-450 вертолетных двигателей за год.. По неофициальной информации, в 2014 г. в ОАО «Климов» собрали первые 10 вертолетных двигателей полностью из российских комплектующих, хотя планировалось изготовить более 50 моторов. Можно предположить, что с такими темпами производства предприятию в Шувалово понадобиться для выхода на проектную мощность не менее пяти лет.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: вертолет Ми-8АМТ на выставке «ХелиРаша-2015»