Главные премьеры прошедшего МАКС-2013

 

Основными новинками российской авиапромышленности на 11-м Международном авиационно-космическом салоне в России стали самолет Ил-76МД-90А, вертолеты Ка-62 и Ми-171А2

Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А

Ил-76МД-90А (изделие 476) – это глубокая модернизация самолёта Ил-76. Строится Ульяновским авиационным заводом «Авиастар-СП», входящим в состав ОАК.

Первый полет  усовершенствованная машина семейства Ил-76 – самолет Ил-76МД-90 совершила 22 сентября 2012 г. с аэродрома «Ульяновск-Восточный».

Самолёт поднял в воздух экипаж в составе заслуженного лётчика-испытателя России, Героя России, шеф-пилота фирмы Николая Куимова (командир), заслуженного лётчика-испытателя России Владимира Иринархова (второй пилот), Валерия Гречко (штурман), Алексея Журавлёва (бортинженер) и Сергея Орлова (бортрадист).

Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД. На усовершенствованной машине установлены двигатели ПС-90А-76, новое крыло (применяются длинномерные панели), ВСУ ТА-12А, цифровая САУ-76, прицельно-навигационный пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией, комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и др.

4 октября 2012 г. на аэродроме «Ульяновск-Восточный», который используется Ульяновским авиазаводом «Авиастар-СП», в присутствии президента Владимира Путина состоялся демонстрационный полет опытного образца модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета (ВТС) Ил-76МД-90А (изделие 476). Затем в ходе совещания на «Авиастаре» по формированию консолидированного госзаказа на гражданские и транспортные самолеты отечественного производства до 2020 г. президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян и министр обороны Анатолий Сердюков подписали контракт стоимостью 139,42 млрд руб. на поставку 39 ВТС Ил-76МД-90А ВВС России.

Помимо заказа Минобороны до 2020 г. планируется приобрести в рамках госзаказа для различных силовых структур и ведомств около 100 усовершенствованных машин Ил-76 до 2018 - 2020 гг.

Серийное производство модернизированного ВТС должны освоить в Ульяновске к 2014 г. Первый серийный самолет Ил-76МД-90А должен поступить в войска также в 2014 г. Заказ в более чем 100 машин семейства Ил-76 позволит полностью загрузить заказами Ульяновский авиазавод до 2018 г.

Вертолет Ка-62

Вертолет средней грузоподъемности Ка-62 – это машина, прошедшая глубокую модернизацию: на вертолёте установлены турбовальных двигателя (ТВД) Ardiden 3G французской компании «Турбомека» (Turbomeca). Первые два ТВД Ardiden 3G весной 2013 г. поступили в Россию. Редуктор несущего винта и трансмиссию для Ка-62 поставила австрийская фирма «Зерклер» (Zoerkler). Многолопастный рулевой винт (типа «фенестрон») в кольцевом канале вертикального хвостового оперения Ка-62 тоже подвергся модернизации.

В летной испытательной программе планируется использовать четыре винтокрылых машины. Получение сертификата Межгосударственного авиационного комитета (МАК) планируется на четвертый квартал 2014 г., а поставка первой партии вертолетов Ка-62 намечена на 2015 год.

Вертолет Ми-171А2

Вертолет средней грузоподъемности Ми-171А2 является усовершенствованной версией семейства винтокрылых машин марки Ми-8/Ми-17.

В конце января 2012 г. в Панки с авиационного завода в Улан-Удэ (УУАЗ) был доставлен планер усовершенствованного вертолета Ми-171А2 (изделие 171А-01) для его дальнейшей достройки. Летные испытания усовершенствованной машины намечено провести в ОАО «Московский вертолетный завод (МВЗ) им. М.Л.Миля» в Панках.

В мае 2012 г. была изготовлена летающая лаборатория (ЛЛ) для испытаний несущего и рулевого винтов, выполненных из композиционных материалов. В ходе летных испытаний ЛЛ был установлено, что разработанные усовершенствования несущей системы позволили достигнуть существенного сокращения уровня вибрации вертолета и подтвердить заявленную максимальную скорость полета в 280 км/ч.

Сейчас специалисты ОАО «УУАЗ» достраивают второй опытный образец вертолета. Согласно планам, в рамках программы по Ми-171А2 Улан-Удэнский авиационный завод должен изготовить два фюзеляжа для окончательной постройки на МВЗ им. М.Л. Миля двух опытных образцов вертолётов Ми-171А2 для заводский летных испытаний и сертификации.

Вертолет Ми-171А2 оснащается двумя турбовальными двигателями ВК-2500ПС-03 с противопомпажной защитой, вспомогательную силовую установку «Сафир» 5К/G. Двигатели ВК-2500ПС-03 имеют повышенную мощность и дополнительные режимы, по сравнению с устанавливаемыми на машинах семейства Ми-8/17 двигателями серии ТВ3-117ВМ.

На машине Ми-171А2 установлен комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) КБО-17, разработанный в Ульяновском КБ приборостроения, входящего в состав концерна «Авиаприборостроение». В комплексе КБО-17 реализуется принцип так называемой «стеклянной кабины», когда вся основная полетная информация выводится на экраны цветных жидкокристаллических дисплеев.

По расчетам разработчиков, дальность полета Ми-171А2 с основными топливными баками составит 850 км, по сравнению с 610 км у вертолетов марки Ми-171. Также увеличится крейсерская скорость полета.

Руководство холдинга «Вертолеты России» заявило, что машина Ми-171А2 ОП-1 будет представлена на авиасалоне МАКС-2013. Планируется, что проведение опытно-конструкторских работ, испытания и сертификация усовершенствованного вертолёта с последующей передачей для серийного производства завершатся во второй половине 2014 г. Вертолёт планируется сертифицировать по нормам АП-29. Серийное производство вертолета должно начаться в 2015 г. Вертолет Ми-171-А2 станет в перспективе основной серийной моделью многочисленного семейства вертолетов марки Ми-8/17/171. Сейчас в портфеле заказов на Ми-171А2 сформированы мягкие контракты на 26 машин от заказчиков из России, Украины и Бразилии. Поставки по первым контрактам планируются начать в 2015 - 2016 гг.

Игорь Лот