Парижский авиасалон в Ле Бурже прошел в отсутствии России-2

После четырехлетнего перерыва с 19 по 25 июня в пригороде Парижа Ле Бурже проходил 54-й Парижский международный авиационно-космический салон Paris Air Show-2023. Россия в крупнейшем мировом выставочном форуме не участвовала, как и в выставке в Фарнборо (Англия) в 2022 г. Украина участвовала в выставке несмотря на сложные условия военного времени.

Экологически чистый авиатранспорт

На авиасалоне под Парижем была представлена обширная информация о реализации программы RISE. Аббревиатура RISE означает в переводе на русский язык «революционные инновации для экологически чистых двигателей». Головной по программе RISE является международная компания CFM International. Эта компания совместное предприятие французской компании SNECMA (дочерняя структура группы Safran) и американской компании GE Aviation ( подразделение корпорации General Electric).

Целью программы RISE является разработка ряд новых технологий для перспективных двигателей, которые могут быть введены в эксплуатацию к середине 2030-х годов. Одно из главных направлений программы – создание эффективного двигателя с открытым вентилятором. Судя по многочисленным проектам, представленным на выставке, грядет эра экологически чистого авиационного транспорта с электрическими двигателями. Британская компания Роллс-Ройс (Rolls-Royce) продемонстрировала турбогенератор мощностью 800 кВт и двигатель, способный работать на синтетическом экологичном авиационном топливе. Создание турбогенератора частично финансировалась германским Федеральным министерством экономики и защиты климата Германии. Участие в проекте по разработке электрических и гибридных двигателей принимают не только специалисты из Британии, но и Германии и Венгрии.

Перед открытием авиасалона 16 июня президент Франции Эммануэль Макрон объявил о планах ежегодно выделять €300 млн. на развитие авиапромышленности, чтобы сделать Францию лидером в производстве «углеродно нейтральных» самолетов., т.е. с минимальным выбросом авиадвигателей в атмосферу.

Правительство Франции приняло решение инвестировать 200 млн. в развитие авиационного биотоплива во Франции. В рамках этого проекта будет построен первый во Франции завод по производству «зеленого» топлива в 2028 г. на юго-западе страны на базе структуры бывшего газового месторождения.

Европейский истребитель шестого поколения и программа по развитию ПВО Европы

На авиасалоне была представлена информация о ходе реализации программы европейского истребителя шестого поколения (FCAS/SCAF), которую осуществляют Франция, Германия и Испания. Публике вновь был макет истребителя. Компании «Эрбас» (Airbus) и «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation) работают над проектом совместно с германскими и испанскими компаниями, провели презентации отдельно друг от друга.

В марте 2022 г. завершился этап 1А (Фаза 1А) программы (FCAS/SCAF) стоимостью €155 млн., в ходе которого был определен план дальнейшего развития проекта и определен перечень необходимого для этого технологий.

В настоящее время Германия и Испания ведут работы по этапу 1B по программе SCAF. В ходе реализации рассчитанного на три года этап 1В (Фаза 1В) предусматривается проведение отбора конкретных технологий, систем и компонентов, необходимых для постройки к 2027 г. самолета-демонстратора.

На прошлой недели президент Франции Эммануэль Макрон наряду с премьер-министрами Великобритании и Нидерландов, объявил о том, что Франция поддерживает создание международной авиакоалиции в помощь Украине и заявил, что французские инструкторы «уже готовы» приступить к обучению украинских военных летчиков.

В прошлом году канцлер Германии Олаф Шольц выступил с инициативой создать в рамках НАТО проект «небесного щита» для Европы: реализовать программу Euro Sky Shield Initiative (ESSI). Суть проекта заключается в достижении значительного эффекта за счет совместной закупки систем ПВО. Европейская система ПВО будет базироваться на европейских ракетных комплексах. Усилия будут направлены на усовершенствования существующих комплексов ПВО, чтобы они были способны, в частности, сбивать гиперзвуковые цели.

Президент Э.Макрон специально созвал в день открытия авиасалона конференцию по европейской противовоздушной обороне. По этому поводу президент Франции пригласил приехать в Париж премьера Италии Джорджу Мелони. Как известно, Париж и Рим в мае «поругались» после критики французского руководства в адрес Джорджи Мелони. На конференцию по проблемам развития ПВО, проводившую под председательством министра вооруженных сил Франции Себастьяна Лекорню, прибыли около двадцати его европейских коллег.

Страны мира в разработке и производстве высокотехнологичной продукции давно идут по пути интеграции, а Россия пошла по пути самоизоляции. Путь по которому сейчас идет Россия, постепенно приведет к вытеснению РФ с мировых рынков.

Юрий Пономарев

/Обзор подготовлен на основе зарубежных информационных видеороликов, размещенных в YouTube./

Фото сайта mavink.com

 

На снимке: ЛА с электродвигателями Volocopter X2