Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
После четырехлетнего перерыва с 19 по 25 июня в пригороде Парижа Ле Бурже проходил 54-й Парижский международный авиационно-космический салон Paris Air Show-2023. Россия в крупнейшем мировом выставочном форуме не участвовала, как и в выставке в Фарнборо (Англия) в 2022 г.
На этот раз около 2500 компаний и предприятий из 49 стран мира продемонстрировали в Ле Бурже авиационную и ракетно-космическую технику и технологии.
Огромные заказы Индии
Сенсациями нынешнего авиасалона стали подписание крупнейших контрактов на приобретение авиалайнеров производства компаний «Боинг» и «Эрбас» двумя индийскими авиакомпаниями – «ИндиГоу» (IndiGo) и «Эйр Индия» (Air India). В первый день работы выставки авиакомпания «ИндиГоу» подписала с «Эрбас» контракт на приобретение 500 авиалайнеров. Это твердый заказ на узкофюзеляжные самолеты семейства Эрбас А320nео. Воздушные суда должны быть поставлены в период с 2030 г. по 2035 г. Сумма сделки не раскрывается, однако эксперты предполагают, что сумма «покупки» может составить около $50 млрд. С учетом нового заказа авиакомпания-лоукостер «ИндиГоу» имеет также
обязательства на приобретение 1330 самолетов компании «Эрбас» (Airbus).
Во второй день работы международного авиасалона ведущий индийский национальный авиаперевозчик – авиакомпания «Эйр Индия» оформила с компаниями «Эрбас» и «Боинг» заказ на 250 штук «Аэробусов» и 290 штук «Боингов». Твердый заказ на машины компании «Эрбас» включает узкофюзеляжные самолеты: 140 штук A320neo и 70 штук A321neo, а также широкофюзеляжные авиалайнеры: 34 штук A350-1000 и A350-900. Компания «Эрбас» также предоставит заказчику пакет технической поддержки и новейшую цифровую платформу авиационной аналитики Skywise Core X3.
Твердый заказ «Эйр Индия» с компанией «Боинг» включает 190 штук узкофюзеляжных авиалайнеров Boeing-737MAX, а также широкофюзеляжные авиалайнеров Boeing-787 (20 штук) и Boeing-777X (10 штук). Кроме того, предусматривается опцион на 50 самолетов Boeing-737MAX и 20 авиалайнеров Boeing-787. Американская компания «Боинг» также предоставит «Эйр Индия»a набор авиационных услуг, включая поставку запчастей, цифровых приложений, программы обучения. Эти громадные твердые заказы демонстрируют большой потенциал индийского рынка авиаперевозок.
Новинки выставки
Несомненно, стоит сказать о наиболее интересных премьерах на авиасалоне Paris Air Show-2023. В частности, турецкая государственная авиастроительная компания TAI впервые представила на авиасалоне полноразмерный макет многоцелевого транспортного вертолета 10-тонного класса, который имеет официальное обозначение Т925. Винтокрылые машины подобного класса турки еще не создавали.
Турецкий транспортный вертолет средней грузоподъемности Т925 – это аналог американского вертолета Сикорский S-92 Этих вертолетов выпущено около 300 машин с 2004 г. Винтокрылая машина Т925 имеет взлетную массу около 11,5 тонн. Российский вертолет Ми-38 «покрупнее» – нормальная взлетная масса у него 14,2 т. Первый испытательный полет опытного образца машины Т925 запланирован на весну 2024 г.
По утверждению экспертов, турецкая экспозиция на авиасалоне наглядно продемонстрировала устойчивый и динамичный рост турецкой авиапромышленности в последние годы.
Беспилотная авиация занимала значительную часть экспозиций выставки. Стоит выделить среди показанных БЛА впервые представленный опытный образец французского беспилотного летательного аппарата Aarok, который должен составить конкуренцию американскому MQ-9 Reaper и турецкому Bayraktar TB2. Заявленная продолжительность полета БЛА Aarok (взлетная масса 5,5 т) составляет 24 часа. Общий вес полезной нагрузки БЛА – 3 т, причем в зависимости от варианта летательный аппарат будет способен нести до 3 т топлива. Аппарат имеет усиленное убирающееся шасси, пригодное для полетов с грунтовых полос. Стоимость БЛА от €5 до €10 млн. Разработчик тяжелого разведывательно-ударного беспилотника – французская компания Turgis & Gaillard. Данный аппарат является крупнейшим БЛА, построенным во Франции на сегодняшний день. Начало серийных поставок аппарата Aarok намечается на середину 2025 г.
(Продолжение следует)
Юрий Пономарев
/Обзор подготовлен на основе зарубежных информационных видеороликов, размещенных в YouTube./
На снимке: натурный макет вертолета Т925
Фото турецкого агентства «Анадолу»