Самолет ЛМС-901 впервые показали широкой публике на авиасалоне в Жуковском

На МАКС-2021 состоялась презентация легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал»

Одной из премьер прошедшего авиасалона стала демонстрация на статической стоянке легкого многоцелевого самолет ЛМС-901 «Байкал», создающегося на замену легендарной машине Ан-2. Как утверждает разработчик самолета авиации общего назначения (АОН) ЛМС-901 – ООО «Байкал Инжиниринг», машина станет «надежным, неприхотливым в обслуживании и доступным по цене транспортным средством». Главным инвестором проекта выступает Минпромторговли России.

Следует сказать, что сейчас проект по созданию ЛМС-901 «Байкал» оценивается в 4,5 млрд. руб. включая типовую сертификацию. До авиасалона был изготовлен первый опытный образец ЛМС-901 для проведения статических испытаний. Летные испытания ЛМС-901 должны начаться в конце 2021 г.

С учетом использования двух машин вся программа сертификационных летных испытаний машины ЛМС-901 , включая заводские и контрольные испытания, рассчитана на один год. За это время должно быть выполнено от 500 до 700 полетов. В базовой версии самолета по правилам визуального полёта, без автопилота и с рядом других ограничений сертификат типа на ЛМС-901 может быть получен до конца 2022 г., во что вериться с трудом.

Разработчики нового самолета полагают, что по ряду характеристик ЛМС-901 должен превзойти западные аналоги: машины Цессна-208, Пилатус РС-6 и др. В планах разработчика – обязательно выйти на экспорт и занять до 5% общемирового рынка легких многоцелевых самолетов.

На первом этапе самолет ЛМС-901 будет оснащаться турбовинтовым двигателем (ТВД) GE H80-200 (чешского подразделения американской компании General Electric (GE) мощностью 800 л.с. В дальнейшем импортный двигатель планируют заменить на отечественный ТВД ВК-800СМ, создание которого явно затянулось. Напомним, что двигатель ВК-800 разрабатывается с начала 2000-х годов. Также на первом этапе на ЛМС-901 будет устанавливаться американская авионика с последующей заменой (точные сроки не известны) на авионику российской разработки.

Масса пустого ЛМС-901 составляет 2,04 т, а максимальный взлетный вес – 4,8 т. Расчетная максимальная скорость полета – 300 км/ч. Максимальная дальность – 3 тыс. км. Самолет ЛМС-901 должен эксплуатироваться при температурах от -50°C до +55°C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега/ пробега - 250 м. Планируется, что с базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования самолет будет летать до 73° северной широты.

Цена машины ЛМС-901 «Байкал» в девятиместной базовой версии (без автопилота, с возможностью летать только по правилам визуальных полетов) сейчас составляет 120 млн. рублей, заявил директор по продажам и маркетингу Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Олег Богомолов. Необходимо сказать, что компания «Байкал Инжиниринг» была создана при участии УЗГА.

«До 2030 г. государство может заказать не менее 300 легких многоцелевых самолетов ЛМС-901 «Байкал», – заявил генеральный директор УЗГА Вадим Бадеха. Это около 40 млрд. рублей. По данным системы СПАРК-Интерфакс, контрольный пакет акций УЗГА принадлежит коммерческой структуре – «НК Банк» Виктора Григорьева.

Юрий Пономарев

 

Фото О.Шувалова