Уникальное событие на МАКС-2021: летающую лабораторию – самолет Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой впервые испытали в воздухе

На МАКС-2021 24 июля 2021 г. во время демонстрационного полета впервые в воздухе включили гибридную силовую установку

Можно предположить, что к этому событию готовились давно, но с целью рекламы руководство СибНИА им. С.А.Чаплыгина решило осуществить первый полет в рамках летных испытаний на МАКС-2021. Наземные испытания летающей лаборатории – самолета Як-40ЛЛ с установленным на летательном аппарате электрическим двигателем на сверхпроводниках начались в СибНИА им. С.А.Чаплыгина в конце января 2021 г.

Электродвигатель, установленный в носовой части Як-40ЛЛ, является частью демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывают в ЦИАМ им. П.И.Баранова. Инновационный электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт (679 л.с.) создан российской компанией «СуперОкс». Электрический двигатель на сверхпроводниках разработан на средства гранта Фонда перспективных исследований.

Проект, который стартовал в 2016 г., осуществляется в широкой кооперации отечественных предприятий в рамках госконтракта с Минпромторговли России. До установки на самолет Як-40ЛЛ инновационный электрический авиадвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП) прошел комплекс испытаний на наземных стендах в ЦИАМ. Необходимо сказать, что модель самолета Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой демонстрировалась на МАКС-2019.

Летающая лаборатория на базе самолета Як-40 создана сотрудниками СибНИА им. С.А.Чаплыгина. Для испытаний электродвигатель с воздушным винтом был установлен в носовую часть самолета на специально созданной для него мотораме. В хвостовой части фюзеляжа вместо штатного двигателя АИ-25 установлен отечественный двигатель ТВ2-117, который выпускался серийно с 1965 по 1997 г., с приводом генератора. В центральной части фюзеляжа размещены литий-ионные аккумуляторные батареи, которые также входят в состав гибридной силовой установки (ГСУ).

Создание энергоэффективных и экологически чистых, малошумных гибридных и электрических силовых установок является одним из главных направлений в авиационных научных центрах ведущих стран мира. По мнению разработчиков, применение гибридных двигателей в авиации позволит уменьшить расход топлива до 70% и существенно сократить вредные выбросы. Эксперты предполагают, что авиация придет к широкому использованию электродвигателей к 2030 г. вначале на небольших самолетах авиации общего назначения.

Юрий Пономарев

 

Фото автора