Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Основные твердые контракты на прошедшем МАКС -2019 достались не авиалайнеру МС-21-300 и региональному самолету «Суперджет-100», а отечественным вертолетам
За пять прошедших лет бесследно канули в вечность авиалайнеры семейства Ту-204 и региональная машина Ту-334. Вместо них в сегменте гражданской авиации заняли место проекты «Суперджет-100» и МС-21-300. Но если по поводу перспективного ближне-среднемагистрального авиалайнера семейства МС-21 говорят, что у проекта главное еще впереди, то «Суперджет-100» серийно выпускается уже десять лет. Суммарно выпущено немногим более 190 машин.
В 2018 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) АО «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» изготовили 24 машины марки SJ-100, а поставили заказчикам 28 «Суперджетов-100» (SJ-100) различных модификаций. В 2019 г. компания ГСС планирует поставить заказчикам 28 самолетов SJ-100.
В ноябре 2018 г. экс- президент компании ГСС Александр Рубцов заявил представителям СМИ, что серийное производство самолетов «Суперджет-100» пока убыточно и что оно станет рентабельным тогда, когда «его объем достигнет 30-32 самолетов и не менее пяти бизнес-джетов на базе «Суперджета» в год», то есть необходимо строить в течение года около 40 машин.
Согласно прогнозу Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в состав которого входит АО «ГСС») в ближайшие 20 лет спрос на мировом рынке на новые самолеты вместимостью 60–120 кресел, к сегменту которых относится SJ-100, составит 4610 единиц, из них на Россию придется 205 самолетов (т. е. в среднем будет продаваться всего 10 самолетов SJ-100 в год).
Во время МАКС-2019 президент корпорации «Иркут» Равиль Хакимов официально заявил, что ОАК подписала на авиасалоне соглашение на поставку 20 авиалайнеров МС-21-300. Пять самолетов планирует приобрести авиакомпания «Якутия» и десять машин авиакомпания Bek Air из Казахстана и др. Были подписаны соглашения о намерениях, т.е. «мягкие контракты».
Компания «Гражданские самолеты Сухого» подписала соглашение о лизинге десяти самолетов SJ-100 со сроками поставки в 2020-2021 гг. с авиакомпанией «Якутия». С узбекской авиакомпанией Qanot Sharq был подписан «мягкий» контракт на три «Суперджета». Два SJ-100 (один – до конца нынешнего года) получит авиакомпания «Азимут». Договор об операционной аренде подписан руководством «Азимута» с Государственной транспортной лизинговой компанией, срок аренды составит 12 лет. В ноябре 2019 г. авиапарк «Азимута» будет насчитывать 10 самолетов SJ-100. Десять самолетов SJ-100 до конца нынешнего года по ранее подписанному контракту должна получить полугосударственная авиакомпания «Аэрофлот».
Остальные подписанные на МАКС-2019 контракты касались приобретения вертолетной техники, причем по преимуществу это были твердые заказы со строго оговоренными сроками исполнения. Холдинг «Вертолеты России» и авиакомпания «Полярные авиалинии» заключили контракт на поставку семи усовершенствованных легких вертолетов «Ансат» начиная с 2021 г. Винтокрылые машины будут адаптированы для полетов в условиях Крайнего Севера.
Авиакомпания «Норильск Авиа» подписала с компанией «Газпромбанк Лизинг» контракт на поставку 10 вертолетов средней грузоподъемности Ми-8АМТ в 2020–2024 гг. Вертолеты предназначены для транспортного обслуживания компании «Норильский никель». Сейчас авиапарк авиакомпании «Норильск Авиа», согласно данным Росавиации, насчитывает один вертолет Ми-8МТВ, три машины Ми-8МТВ-1 и девять Ми-8Т. Средний возраст воздушных судов компании составляет 32 года.
По ранее подписанным контрактам отечественные заводы поставят на внутренний рынок в 2019 г., по данным Минпромторговли России, около 70-75 вертолетов марки «Ми» и «Ка» гражданского назначения. По заявлению президента ОАК Юрия Слюсаря, корпорация планирует поставить российским авиакомпания минимум 15 авиалайнеров «Суперджет-100» в нынешнем году.
На МАКС-2019 Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) провела презентацию обзора рынка гражданских воздушных судов на период с 2019 по 2038 гг. По мнению экспертов ОАК, на ближайшие 20 лет авиакомпаниям во всем мире понадобится 44 310 штук новых самолетов на сумму $6,35 трлн. в каталожных ценах 2019 г. Российский сегмент мирового рынка самолетов гражданского назначения оценивается в 2,9% в стоимостном и 3,3% в количественном выражении.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: авиалайнер "Суперджет-100" на МАКС-2019