Выставка больших надежд авиастроителей мира

На прошедшем МАКС-2011 больше всего твердых контрактов заключили самолетостроительные компании на авиалайнеры SSJ-100 и МС-21

Итоги юбилейного 10-го Международного авиационно-космического салона (МАКС-2011) не могут не впечатлять. 842 фирмы из 42 стран мира показали посетителям свою продукцию. В том числе 241 летательный аппарат, в частности, широкофюзеляжный суперавиалайнер международной компании «Эрбас» – А380, новейшую разработку компании «Боинг» – пассажирский самолет Боинг-787 «Лайнер мечты», отечественный истребитель 5-го поколения Т-50 компании «Сухой» и др. 91 самолёт и вертолёт совершили полёты в небе МАКС-2011. Проведено более 50 пресс-конференций, «круглых столов», презентаций, заключены соглашения и контракты на общую сумму 10 млрд. руб.

В частности, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) в лице корпорации «Иркут» заключила твердые контракты на поставку 50 самолетов МС-21 с госкорпорацией «Ростехнологии» (для авиакомпании «Аэрофлот») и на 28 машин МС-21 с лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко (ИФК)». Итого получилось 78 машин. Два контракта потянули в сумме на 6 млрд $. Первые поставки МС-21 намечены на 2017 г.

В первый день работы авиасалона ЗАО «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» и индонезийская компания «Скай Авиэйшн» (Sky Aviation) подписали твердый контракт на поставку 12 самолетов «Суперджет-100» (SSJ-100) в базовой конфигурации. Свои подписи под документом поставили генеральный директор «Скай Авиэйшн» Крисман Тариган (Krisman Tarigan) и президент ЗАО «ГСС» Владимир Присяжнюк. Сделка оценивается в 380,4 млн $. Затем руководство ЗАО «ГСС» подписало еще несколько твердых контрактов: на 10 машин SSJ-100 с авиакомпанией «Газпромавиа», лизинговое соглашение с «ВЭБ-лизингом» на поставку 24 «Суперджетов» для авиакомпании «ЮТэйр».

В последний день деловой части авиасалона – 19 августа – авиакомпания «Авиационные линии Кубани» и ГСС подписали соглашение о намерениях на поставку 12 самолетов SSJ-100. В тот же день авиакомпания «Московия», едва ушедшая в начале августа от банкротства, и ГСС подписали соглашение о намерениях на поставку трех «Суперджетов» в базовой комплектации с опционом еще на два самолета. Следует заметить, что до авиасалона портфель твердых заказов ЗАО «ГСС» от отечественных и зарубежных компаний на SSJ-100 составлял около 170 самолетов.

Вертолетостроители тоже заключили на авиасалоне крупные контракты. В частности, холдинг «Вертолеты России» и авиакомпания «ЮТэйр» подписали соглашение на поставку 40 транспортных вертолетов Ми-171. Еще на 40 вертолетов марки Ми-171 заключила твердый контракт авиакомпания «Газпромавиа». Сроки поставки – 2012-2014 гг. Оценочная стоимость этих двух контрактов составляет около 900 млн $.

Что касается планов и стратегии развития ОАК, её генеральный директор Михаил Погосян обозначил следующие ориентиры: к 2025 г. компания намерена войти в тройку лидеров мирового самолётостроения, заняв 10% мирового рынка продаж гражданской авиатехники, 10% - транспортных самолётов и не менее 12-15% военного самолётостроения.

Судя по всему, отечественное авиастроение потихоньку «встаёт с колен». Правда, делать это приходится в условиях жесточайшей конкуренции с Западом. Судя по всему, наметившийся в последние годы процесс замены отечественного парка гражданских самолётов на зарубежные ныне идёт полным ходом. Так, по заявлению представителей «Боинга», доля пассажиров, летающих по России и другим странам СНГ самолётами производства компании «Боинг», выросла с 3% (1995 г.) до 30% (2011 г.).,Сейчас российские компании эксплуатируют уже 240 самолетов американского производства. Только за последние 12 месяцев фирма получила заказы на 106 самолётов общей стоимостью 11 млрд. $, включая 16 широкофюзеляжных Боинг-777 для «Аэрофлота», 40 узкофюзеляжных Боинг-737 для авиакомпании «ЮТ-Эйр», 50 самолётов для других заказчиков из России. «Боинг» прогнозирует, что в период 2011-2030 гг. воздушное пространство стран СНГ будет бороздить 1080 новых реактивных пассажирских самолётов, из них 3/4 придётся на долю России. Столь оптимистичные прогнозы одного из главных конкурентов ОАК о структуре потребностей и других характеристиках российского рынка авиатехники говорит о амбициозных планах американской компании, о стремлении реализовать их. Не менее амбициозные планы в отношении России и у компании «Эрбас».

Юрий Полонский

Юрий Пономарев

Фото Марины Лысцевой