Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
К ожиданиям подъема в гражданском секторе авиапромышленности добавилось новое ожидание: перенесут МАКС из Жуковского в Кубинку в угоду военным или не перенесут?
МАКС-2017 прошел на фоне сложной политической и экономической ситуации в России и мире, которая в значительной степени сказывается на отечественной авиапромышленности. Негативные факторы сказались соответственно на МАКС-2017. Авиасалон на этот раз получился менее международным по представительству и в большей степени национальным.
Приблизительно так я написал во вступлении к статье, в которой подводил итоги МАКС-2015, два года назад. Время показало, что проявившиеся тенденции сохраняются и, надо полагать, сохранятся надолго. По всей видимости, похожая ситуация повторится и на МАКС-2019.
Самый главный вывод, который можно сделать по окончании МАКС-2017, что значительных изменений в лучшую сторону в отечественной авиапромышленности, особенно в ее гражданском секторе, в ближайшей перспективе ожидать не стоит. Обещанная премьера нового отечественного авиалайнера МС-21-300 из-за сдвига сроков реализации программы вправо не состоялась на авиасалоне, что вызвало разочарование. Постоянный и повсеместный срыв сроков реализации всех без исключения авиационных программ стал обычным явлением.
Любопытная деталь: на МАКС-2017 не было «живых» гражданских «тушек» – самолетов многочисленного семейства Ту-204/214. Как будто самолетов такой марки самолетов и не было. Только в павильоне Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) демонстрировалось несколько небольших моделей. Если подсчитать, то машин семейства Ту-204/214 построено за прошедшие почти тридцать лет приблизительно 80 штук.
Видимо, руководство ПАО «Туполев» решило, зачем выставлять Ту-204/214 и тратить на это деньги, если в Ульяновске на заводе «Авиастар» прекращают выпускать Ту-204 разных моделей с 2018 г., а производство самолетов модели Ту-214 продолжится только на Казанском авиазаводе в темпе 1-2 «спецборта» в год. Однако в статической части экспозиции демонстрировались самолеты-ветераны Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-144 и др. Само собой напрашивался грустный вывод: у «туполевской» фирмы» все в прошлом. Как в известной картине художника ХIХ века Василия Максимова «Все в прошлом».
Гражданский сектор авиапромышленности по решению руководства ОАК представляли два региональных авиалайнера «Сухой Суперджет-100», серийное производство которого на протяжении последних лет составляет почти 2/3 объема всего производства авиалайнеров и транспортных самолетов в России. Напомню, в 2016 г. отечественная авиапромышленность произвела около 30 пассажирских и транспортных самолетов, приблизительно столько же в 2015 г.
Стабильно и весьма неплохо идут дела только в военных секторах самолето- и вертолетостроения, однако руководством страны намечено на ближайшую перспективу уменьшение объемов заказов по линии Минобороны. С какими результатами придет авиапром к рубежу 2020-2025 гг.? Авиалайнер МС-21 не сможет вытянуть гражданский сектор. Эта новая машина дает только шанс для выживания.
МАКС-2017 показал, что нынешняя экономическая модель госкапитализма полностью себя исчерпала. Она работает более-менее только при высоких мировых ценах на углеводородное сырье. При новых реалиях на мировом рынке нефти и газа, да еще при обострении международной обстановки на устойчивый подъем в гражданских секторах авиапромышленности и ракетно-космической промышленности не приходится рассчитывать.
Юрий Пономарев