Премьерные показы двух отечественных цельнокомпозитных самолетов авиации общего назначения на МАКС-2017

В отсутствии авиалайнера МС-21-300 с композитным крылом и хвостовым оперением большое внимание на авиасалоне было уделено двум «премьерным» самолетам АОН, изготовленным полностью из композитных материалов: ТВС-2ТДС и Т-500

Самолет для села из Татарии

Самолет авиации общего назначения (АОН) Т-500 сейчас официально называется «Полевой авиационный комплекс сельского хозяйства». В 2016 г. фирма «МВЕН» из Татарии и Государственный научный центр «ОНПП «Технология» им. А.Г.Ромашина (входит в холдинг «РТ-Химкомпозит» госкорпорации «Ростех») из Обнинска и подписали соглашение о сотрудничестве в развитии проекта специализированного самолета МВ-500, который получил новое обозначение – Т-500. Вначале МВ-500 выпускался с использованием оборудования фирмы «МВЕН». В частности, для изготовления безподкосного цельнокомпозитного крыла длиной 12,4 м на фирме «МВЕН» спроектировали и изготовили специальную длинную печь для полимеризации. Подключение ОНПП «Технология» к проекту позволило задействовать современное технологическое оборудование крупнейшего в России предприятия по производству изделий из композиционных материалов. Сейчас на производственных площадях «Технологии» изготавливается планер самолета Т-500 и остекление кабины пилотов.

Необходимо сказать, что фирма «МВЕН» впервые поставила на крыло легкий специализированный самолет МВ-500 в октябре 2014 г. на аэродроме под Казанью. Машина МВ-500 – это дальнейшее развитие специализированного сельскохозяйственного самолета МВЕН-2 «Фермер», который впервые поднялся в небо в 2004 г.

Доработанная машина Т-500 (МВ-500)  построена с применением полимерных композиционных материалов (ПКМ), она может влетать и садиться, как с взлетно-посадочных полос с твердым покрытием, так и с грунтовых полос. Самолет оснащен американским поршневым двигателем Лайкоминг 0-540-В4В5-235. Максимальный взлетный вес самолета – 1475 кг, вес пустой машины составляет 756 кг, объем бака для химических смесей – 500 кг.

Усовершенствованный самолет Т-500 принял участие в летной программе МАКС-2017 в воскресенье 23 июля. Во время авиасалона Авиарегистр России и фирма «МВЕН» подписали соглашение о сотрудничестве в работах по сертификации специализированного воздушного судна для проведения авиахимработ Т-500. Стороны договорились о выполнении всего объема сертификационных работ до конца 2017 г.

Индустриальный директор кластера «Вооружение» госкорпорации «Ростех» Сергей Абрамов заявил, что «проведенное маркетинговое исследование подтверждает высокий спрос на данный тип воздушного судна не только в России, но и за рубежом». Он сообщил, что после прохождения сертификации  планируется приступить к серийному производству Т-500 и в перспективе выйти на объем в 60 воздушных судов в год.

Обновленный ветеран из Сибири

Цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, созданный специалистами Сибирского НИИ авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина (г. Новосибирск) впервые совершил первый полет за неделю до МАКС-2017 – 10 июля нынешнего года. Машина ТВС-2ДТС – это далеко не легендарная «Аннушка» (Ан-2). Это самолет другого класса.

По оценки специалистов СибНИА, цельнокомпозитный ТВС-2ДТС на 25-30% более экономичная машина, чем Ан-2. ТВС-2ДТС может перевезти грузов на 20% больше по массе, чем Ан-2, и с большей скоростью. Дальность полета у многоцелевого ТВС-2ДТС приблизительно в четыре раза выше, чем у ветерана Ан-2. Дальность полета ТВС-2ДТС с полной нагрузкой (3,5 т) составляет 1,2 тыс км. Крейсерская скорость полета – 350 км/ч.

По утверждению разработчиков машины, в конструкции усовершенствованного ТВС-2ДТС реализованы передовые технологии современного авиастроения. Панели, лонжероны и нервюры крыла бипланной схемы изготовлены из композиционного материала – углепластика. Из углепластика сделан и фюзеляж самолета. Пока у самолета ТВС-2ДТС осталось хвостовое оперение из металла, но оно будет заменено в перспективе на композитное. В изготовлении крупногабаритной выклеечной оснастки для углепластиковых деталей самолета помог Новосибирский авиазавод им. В.П.Чкалова.

Разработка и постройка опытного образца самолета для местных воздушных линий на замену самолету Ан-2 ведется коллективом СибНИА около четырех лет по программе развития малой авиации, которую разработало Минпромторговли России. Этот проект вошел, как составная часть, в государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», утвержденной правительством. Правительственное распоряжение № 1395-р, посвященное программе по авиации, было опубликовано 28 июля 2014 г.

Однако еще в декабре 2013 г. руководитель Минпромторговли Денис Мантуров заявил, что конкурс на выполнение НИОКР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов для малой авиации проведен. Им стал СибНИА, но тогда Денис Валентинович не назвал победителя конкурса. О победителе узнали через пару месяцев уже весной 2014 г. Институт получил право на выполнение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ. Сейчас машина ТВС-2ДТС проходит этап летных испытаний. По словам директора СибНИА Владимира Барсука, интерес к проекту проявляют в большей степени в США и Канаде и в Китае, нежели отечественные авиакомпании.

Следует сказать, что на биплане ТВС-2ДТС устанавливается турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12 американской компании «Хоунивэлл Аэроспейс» (Honeywell Aerospace) мощностью 1100 л.с. с пятилопастным флюгерно-реверсивным воздушным винтом «Хартзел Пропеллер» (Hartzell Propeller) из США и новый комплекс авионики.

Стоит напомнить, что СибНИА входит в состав Национального исследовательского центра (НИЦ) «Институт им. Н.Е. Жуковского».

 

Юрий Пономарев

на снимке: самолет ТВС-2ДТС

Фото СибНИА