Участники летной программы МАКС-2017 – самолеты Ил-2 и Як-152

Впервые на авиасалоне продемонстрирую новый отечественный учебно-тренировочный самолет (УТС) Як-152 и восстановленный до летного состояния легендарный штурмовик Ил-2

УТС Як-152

Впервые на российском авиасалоне будет продемонстрирован первый летный образец УТС Як-152 (серийный № 0001, бортовой №01 «белый»), разработанный специалистами ОКБ им. А.С.Яковлева и построенный на Иркутском авиазаводе, входящим в корпорацию «Иркут». Первый полет опытный образец самолета Як-152 совершил 29 сентября 2016 г. в Иркутске. Сейчас машина проходит летные испытания.

Новый отечественный УТС, создание которого задержалось лет на десять, предназначен для обучения технике пилотирования и основам навигации, отработке навыков простого пилотирования, и высшего пилотажа, а также технике пилотирования в составе группы самолетов. Предполагается, что машина будет востребована в военных училищах ВКС России и в системе ДОСААФ. Минобороны России заявило, что после испытаний приобретет 150 УТС Як-152 до 2020 г. В нынешнем году Минобороны России планирует заключить с корпорацией «Иркут» контракт на поставку первой партии из трех УТС Як-152.

Самолеты Як-152 для российских военных будут оснащены авиационным дизельным двигателем RED A03Т V12 германской компании RED Aircraft, принадлежащей Владимиру Райхлину и финансируемой российским холдингом «Финнам».

Легендарный Ил-2

14 июля на аэродром ЛИИ привезли на двух трейлерах восстановленный в Новосибирске знаменитый штурмовик Великой Отечественной войны Ил-2, который после реставрации совершил 15 июня нынешнего года первый полет.

Представленный на МАКС-2017 экземпляр самолета Ил-2 является вторым в мире пригодным к полетам самолетом данной модели. Первый летающий Ил-2 был отреставрирован в 2011 г. на средства одного из основателей корпорации «Майкрософт» Пола Аллена и передан в США.

Штурмовик восстановлен до летного состояния совместными усилиями специалистов СибНИА им. С.А. Чаплыгина и фонда «Крылатая память Победы» при поддержке Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

История этого самолета такова. В 1943 г. штурмовик Ил-2, входивший в состав 46-го штурмового авиаполка ВВС Северного флота, был подбит в бою с немецкими истребителями Мессершмитт-109 недалеко от Мурманска. Самолет, у которого отказало вооружение, совершил вынужденную посадку на лед озера Кривое. Летчик Валентин Скопинцев сумел покинуть машину и вытащить раненого воздушного стрелка Владимира Гуменного, после чего самолет затонул. В 2011 г. затонувший Ил-2 обнаружили в озере водолазы, а в 2015 г. машина была поднята на поверхность и доставлена для реставрации в Новосибирск.

Юрий Пономарев

 

Фото автора и сайта «Russin Planes»