Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На международной выставке «ХелиРаша-2017» было продемонстрировано 15 беспилотных летательных аппаратов (БЛА) различного назначения отечественного и зарубежного производства
На выставочном форуме «Хели Раша» ((HeliRussia), который проходит в столице ежегодно, можно отчетливо отслеживать, как интенсивно развивается такое новое направление в авиации, как беспилотные летательные аппараты (дроны) вертолетного типа.
Интенсивное развитие рынка беспилотных летательных аппаратов гражданского назначения тормозится рядом факторов. Нет ясных и узаконенных правил использования гражданской беспилотной техники, нет четких расценок на услуги и т.д. Спрос же на использование БЛА растет быстрыми темпами, поэтому еще один вопрос становится из года в год все более актуальным – это организация воздушного движения беспилотников в России.
По официальной информации, в 2017 г. начнутся испытания новой федеральной системы контроля и управления трафиком малых беспилотных авиационных систем на основе системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. В реализации проекта принимают участие холдинг «Российские космические системы», федеральный сетевой оператор НП «ГЛОНАСС» и компания «Ростелеком».
Во второй день работы выставки «ХелиРаша-2017» состоялась презентация нового российского БЛА ЮРИК. Этот дрон привлек повышенное внимание участников и посетителей выставочного форума благодаря своей уникальной конструкции и заявленным высоким летно-техническим характеристикам. БЛА ЮРИК предназначен для перевозки грузов массой до 120 кг, а в перспективе способен осуществлять экстренную медицинскую эвакуацию пострадавших на носилках. БЛА способен выполнять полет на дальность до 50 км на одном заряде аккумуляторной батареи. Летные испытания нового аппарата должны начаться в скором времени.
Беспилотник БАС ЮРИК (Беспилотная автоматическая система юстировки работ исследуемой конструкции вертикального взлета и посадки) представляет собой мультикоптер. БЛА ЮРИК в разобранном виде можно разместить в салоне пассажирского микроавтобуса. Подготовку его к полету занимает не более 15 мин. Разработчики БЛА ЮРИК намереваются показать действующий прототип на авиасалоне МАКС-2017. Разработчики дрона – специалисты НПО «Авиационно-космические технологии» и АО «Электроавтоматика» (Ставропольский край).
В мире сейчас самым грузоподъемным БЛА вертолетного типа является беспилотная версия американского транспортного вертолета (синхрокоптера) Каман К-MAX. Первый прототип транспортного беспилотного вертолета K-MAX UMMH, созданного компанией Каман в сотрудничестве с корпорацией «Локхид-Мартин» (Lokheed Martin), появился в 2008 г., а сейчас американскими военными используется для перевозки грузов массой до 2,3 т обновленная версия винтокрылой машины, созданная в 2010 г.
В основном винтокрылые дроны, представленные на выставке, были способны доставлять грузы массой от 1 до нескольких килограммов, вести наблюдение с воздуха за объектами, осуществлять мониторинг сельскохозяйственных угодий, заниматься аэрофотосъемкой и др.
Юрий Пономарев
Фото АО «Электроавтоматика»
На снимке: дрон ЮРИК