Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В отечественном парке гражданских вертолетов продолжает снижаться доля тяжелых машин и растет количество легких вертолетов, в основном за счет приобретения машин зарубежного производства. Этот тренд наглядно отслеживался на выставочном форуме «ХелиРаша-2017»
Экспозиция
Юбилейная 10-я Международная выставка вертолетной индустрии «ХелиРаша-2017» (HeliRussia-2017), которая проходила в столичном выставочном центре Крокус Экспо с 25 по 27 мая, смогла собрать рекордную по количеству участников экспозицию. В ежегодной вертолетной выставке приняли участие 237 компаний из разных стран мира. Было продемонстрировано 22 вертолета, 2 автожира, а также 15 беспилотных летательных аппаратов отечественных и зарубежных производителей.
Участники выставочного форума «ХелиРаша-2017» представляли 21 страну мира: Австралию, Бельгию, Великобританию, Германию, Израиль, Испанию, Италию, США, Францию и др. Всего в выставке приняли участие 50 зарубежных компаний. Французские компании экспонировали свою продукцию и технологи на отдельном национальном стенде.
На открытых выставочных площадках и в павильонах были продемонстрированы отечественные вертолеты средней грузоподъемности Ми-38Т и Ми-171А2 (в оффшорной конфигурации), а также сразу четыре версии легкого вертолета «Ансат»: пассажирская, медико-эвакуационная, модель с перспективным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования разработки РПКБ; а также модификация в VIP-исполнении, которая выполняла демонстрационные полеты.
К открытию выставки 25 мая был приурочен первый полет по кругу (в течение 15 минут) нового отечественного вертолета средней грузоподъемности Ка-62 на аэродроме авиазавода «Прогресс» в городе Арсеньев (Приморский край), а во второй день работы «ХелиРаша-2017» по теме первого полета состоялась специальная пресс-конференция.
Следует сказать, что первый подъем в воздух (на режиме висения) машины Ка-62 состоялся год назад – в конце апреля 2016 г. Накануне открытия выставки «ХелиРаша-2017» 24 мая в ЛИИ состоялся Методсовет, на котором было принято положительное решение о начале полноценных летных испытаний перспективного вертолета, над созданием которого в ОКБ им. Н.И.Камова работают более 25 лет. Первый опытный образец военного варианта вертолета – машина Ка-60 (бортовой № 601) совершила первый полет 10 декабря 1998 г.
Легкие вертолеты
На мировом рынке вертолетной техники наиболее востребованы легкие вертолеты. Потребность в легких вертолетах гражданского назначения имеется и у многих российских эксплуатантов вертолетной техники.
Сейчас холдинг «Вертолеты России» может предложить только две современные модели легких вертолетов – машины Ка-226 (грузоподъемностью около 1,5 т) и «Ансат» (грузоподъемностью 1,3 т). Рынку нужны разнообразные модели легких вертолетов с меньшей грузоподъемностью.
Весной нынешнего года руководство холдинга «Вертолеты России» официально заявило, что холдинг приступил к разработке однодвигательного легкого многоцелевого вертолета. Для вертолета выбрана соосная схема несущих винтов. Предполагается, что максимальная взлетная масса перспективной легкой машины составит 1,6 т, а на борт вертолет сможет брать до пяти человек или 730 кг полезной нагрузки. Крейсерская скорость винтокрылой машины будет в пределах 230 км/ч, практический потолок около 6 км и дальность полета – 760 км. Запуск серийного производства нового легкого вертолета планируется начать в 2020-2021 гг.
На выставке «ХелиРаша-2017» американская компания «Белл Хеликоптер» продемонстрировала легкий однодвигательный вертолет Bell-407GXP (грузоподъемностью немногим более 1 т), собранный по лицензии на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА).
Первая машина Bell-407GXP российской сборки была поставлена заказчику – Омскому летно-техническому колледжу гражданской авиации им. А. В.Ляпидевского в декабре 2015 г. Сейчас этот колледж эксплуатирует две машины Bell-407GXP, собранные метод отверточной сборки на УЗГА.
На конец мая нынешнего года компания «Белл Хеликоптер» (Bell Helicopter) поставила уральскому заводу суммарно четыре машинокомплекта для сборки Bell-407GXP. В 2017 г. завод получит как минимум еще один такой комплект. В целом к 2020 г. УЗГА планирует поставить заказчикам 20 вертолетов Bell-407GXP российской сборки.
Необходимо отметить, что в течение последних трех лет в России наметилась тенденция к сокращению поставок зарубежных вертолетов и вертолетного оборудования. В частности, в 2014 г. в страну был ввезен 121 вертолет, что примерно на 20% меньше, чем годом ранее, а в 2015 г. поставки вновь сократились – уже в три раза. Это тенденция коснулась и наиболее популярных в России легких вертолетов американской компании «Робинсон» марки R44 (грузоподъемностью около 400 кг) и R66 (грузоподъемностью около 600 кг).
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: вертолет "Ансат" на "ХелиРаша-2017"