Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Рассказ о трех штурманах – ветеранах 746-го авиаполка 45-й авиадивизии Авиации дальнего действия: Сергее Ушакове, Александре Лебедеве и Иване Владимирове
Слово о 746-ом авиаполке
В боевом полете после командира корабля для всего экипажа дальнего тяжелого бомбардировщика Пе-8 вторым главным человеком был штурман: от его знаний, опыта, интуиции зависело маршрут полета до цели и обратный путь домой. Необходимо было найти ночью за сотни, а то и тысячу километров за линией фронта цель и затем дать летчикам координаты пути возвращения. На этот раз рассказ будет об одних из лучших штурманов 746-го авиаполка.
Вначале для 746-го АП АДД основной базой был один из аэродромов Ивановской области, а в качестве промежуточной посадочной площадки при боевых полетах в глубокий тыл противника использовался аэродром ЛИИ в Кратово. Со 2 апреля 1942 г. 746-й АП был полностью перебазирован на аэродром в подмосковное Кратово, который стал основным местом базирования 746-го авиаполка до осени 1944 г.
746-й авиаполк входил в состав в состав 45-й авиадивизии (АД) авиации дальнего действия (АДД), в которую помимо 746-го авиаполка, входили 890-й АП и 362-й АП. Самым первым полком авиадивизии был 746-й, на вооружении которого находились самолеты Пе-8 (ТБ-7). Его формирование началось в июле 1941 г. под № 412, а вступил полк в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. вел боевую работу под № 746. Командовал полком с первого дня его создания (он же руководил формированием части) полковник Викторин Иванович Лебедев. Затем с мая 1942 г. он же командовал 45-й АД. На базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я АД АДД и 890-й АП АДД. В.И.Лебедев командовал 45-й АД по сентябрь 1947 г. сначала в звании полковника, а затем с сентября 1943 г. генерал-майора авиации.
Приказом Наркомата обороны (НКО) СССР № 274 от 18 сентября 1943 г. 746-й АП АДД был преобразован в 25-й гвардейский авиационный полк АДД, а затем приказом НКО СССР № 0137 от 27 мая 1944 г. 25-му гвардейскому авиаполку АДД, отличившемуся в боях с немецкими захватчиками при освобождении города Орел, было присвоено наименование «Орловский».
Помощник главного штурмана АДД гвардии подполковник Сергей Ушаков
Сергей Федорович Ушаков (1908 г.р.) к началу Великой Отечественной войны был опытным штурманом ВВС. Он служил в Красной армии с 1930 г. Сергей Федорович окончил в 1935 г. Воронежскую школу летчиков (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.П.Чкалова), а затем в 1941 г. Полтавские курсы усовершенствования штурманов ВВС. До учебы в Полтаве принимал участие в Советско-финской (Зимней) войне (1939-1940 гг.) в качестве штурмана бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4). Совершил во время Зимней войны 14 успешных боевых вылетов, за что досрочно ему было присвоено звание капитана. В 432/746-ом АП вскоре после сформирования части он был назначен штурманом 2-й авиаэскадрильи (АЭ) и стал майором. В составе 2-й АЭ было три машины Пе-8 (ТБ-7).
При выполнении боевых заданий Сергей Ушаков прокладывал курс своей эскадрилье в глубокий противника на бомбардировку объектов на территории Германии: Данцинга, Тильзита, Кенигсберга, Бухареста и др. В марте 1943 г. уже в звании подполковника Федор Ушаков в составе экипажа, которым командовал Герой Советского Союза, командир 890-го АП 45-й АД подполковник Эндель Пусэп, летал с особым заданием в Англию: на бомбардировщике Пе-8 была доставлена делегация советского правительства для переговоров с британским руководством, а затем доставлена обратно в Москву. Также экипаж обеспечил доставку правительственного пакета королю Великобритании Георгу VI. Для 45-й АД это был уже третий перелет до Британии и обратно.
К маю 1943 г. штурман эскадрильи подполковник Ушаков совершил 94 ночных боевых вылета на бомбардировку важных объектов в глубоком тылу противника, а также объектов в ближнем тылу противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 г. (в разгар Орловско-Курской битвы, в которой 45-я АД принимала непосредственное участие) подполковнику Сергею Федоровичу Ушакову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль Золотая Звезда № 1057). В сентябре 1943 г. гвардии подполковника Сергея Ушакова назначают помощником главного штурмана АДД ВВС Красной армии. На этой должности он прослужит до конца войны.
После Великой Отечественной войны С.Ф.Ушаков сделал блестящую карьеру на воинской службе. Ушел в запас в 1971 г. в звании генерал-полковника авиации. Написал книгу военных воспоминаний под названием «В интересах всех фронтов» об участии в сражениях во время Великой Отечественной войне АДД ВВС Красной армии. Книгу издали в 1982 г. Скончался С.Ф.Ушаков в Москве в 1986 г.
Штурман полка подполковник Александр Лебедев
Александр Макарович Лебедев (1907 г.р.) был одним из ветеранов 746-го АП: он служил в авиаполку со времени его формирования в июле 1941 г. До 22 июня 1941 г. Александр Лебедев принимал участие в качестве штурмана бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4) в войне с Финляндией (1939-1940 гг.).
В боевых действиях Великой Отечественной войны майор Лебедев начал принимать участие с июля 1941 г. Вначале летал штурманом на Пе-8, а затем в июне 1942 г. был назначен на должность штурмана авиаполка. К началу зимы 1942 г. Александр Макарович совершил на тяжелом бомбардировщике Пе-8 более 40 боевых вылетов ночью. Дважды летал бомбить Берлин, бомбил Данцинг, Кенигсберг, военные объекты (преимущественно аэродромы противника) возле захваченных немецко-фашистскими войсками советских городов: Харькова, Минска, Смоленска, Брянска и др. За успешное выполнение заданий Лебедева наградили орденами Красной звезды и Красного Знамени.
К моменту начала Орловско-Курской битвы Александр Макарович совершил около 80 боевых вылетов. В ночь на 21 июля 1943 г. подполковник Лебедев полетел на бомбардировку объектов в районе железнодорожного узла города Брянска в составе экипажа бомбардировщика Пе-8 (№ 42049) под командованием майора Михаила Угрюмова. На задание полетело шесть машин Пе-8 из 1-й, 2-й и 3-й эскадрилий 746-го АП. С задания возвратилось пять бомбардировщиков. При выполнении боевого задания бомбардировщик Пе-8 (№ 42049) был атакован немецким истребителем и загорелся. Командир корабля майор Угрюмов дал команду на покидание машины с парашютами. Командир корабля майор Угрюмов и 2-й летчик старший лейтенант Улатников прыгали из горящей машины самыми последними из экипажа. Они вышли к своим на территории, по которой наступали советские войска. Только они и вернулись в свою часть. Остальные члены экипажа пропали без вести.
В августе 1943 г. в глубоком тылу в городе Красноуфимске (Свердловская область) жена подполковника Александра Макаровича Лебедева Анна Матвеевна получила известие, что ее муж пропал без вести. Больше за годы войны о муже не было никаких известий.
Штурман эскадрильи гвардии майор Иван Владимиров
До формирования 432/746-го АП кадровый военный капитан Иван Васильевич Владимиров (1910 г.р.) служил в 90-м дальнем бомбардировочном полку 51-й АД. Летал штурманом (должность – штурман эскадрильи) на бомбардировщике ДБ-3Ф (Ил-4) с первых дней войны. До перевода в июле 1942 г. в 746-й АП совершил на бомбардировщике Ил-4 39 боевых вылетов, из них 31 вылетов – днем, остальные – ночью.
У Ивана Васильевича была хорошая теоретическая подготовка и боевой опыт: в 1940 г. он преподавал штурманское дело в школе военных летчиков, а в 1939 г. в качестве штурмана эскадрильи участвовал в военных действиях советских войск по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии.
По воспоминаниям однополчан он был мужественным и храбрым человеком, упорным в достижении поставленной цели. За успешное выполнение боевых заданий одним из первых среди штурманов 90-м АП был награжден орденом Красного Знамени.
К осени 1943 года на его счету было более 150 успешно выполненных боевых вылетов, из них около 120 вылетов на тяжелом бомбардировщике Пе-8, причем он летал с разными экипажами своей эскадрильи. Иван Васильевич трижды летал бомбить Кенигсберг. Бомбил Инстербург, Мариенбург, Бухарест и др. В наградных листах отмечалось, что за все время боевой работы, экипаж, где штурманом был гвардии майор Иван Владимиров, ни разу не потерял ориентировки, что Владимиров «в совершенстве владеет современными аэронавигационными средствами в полетах ночью и над облаками».
В мае 1945 г. гвардии майор Иван Васильевич Владимиров вместе со своим однополчанами по 25-му гвардейскому Орловскому авиаполку АДД встретил день Победы.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны России
На снимках: 1 - подполковник Сергей Ушаков, 2 – подполковник Александр Лебедев (фото 1942 г.), 3 – майор Иван Владимиров.