Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В 746-м авиаполку 45-й авиадивизии Авиации дальнего действия с 1941 г. служили два друга – воздушные стрелки, летавшие вместе и порознь, ветераны полка, орденоносцы, гвардии старшины Иван Бредун и Георгий Шепель
Боевое задание – бомбардировка аэродрома противника под Смоленском
В ночь с 24 на 25 августа 1942 г. семь самолетов Пе-8 из 746-го авиаполка взлетели с аэродрома ЛИИ в Кратово на бомбардировку аэродрома противника » под Смоленском (аэродром Боровское в 75 км юго-восточнее Смоленска) «с задачей уничтожения матчасти самолетов противника и разрушения летного поля». Командовали бомбардировщиками майоры Э.Пусэп (главный группы) и И.Лисачев, капитаны А.Додонов, В.Пономаренко, В.Обухов, Л.Сумцов, Н.Ищенко.
Машина под командованием командира корабля капитана Л.В.Сумцов из-за отказа первого мотора вернулся с маршрута и через 16 минут полета произвел посадку на своем аэродроме с бомбами.
Согласно боевому донесению № 96 штаба 746-го АП, пять самолетов бомбардировали во временной период с 21.57 до 22.35 основную цель – большой немецкий аэродром Боровское. Они и вернулись в Кратово после выполнения боевого задания. Бомбардировщик Пе-8 (№ 42086) под командованием майора Ивана Лисачева с задания не вернулся, и не было подтверждений, что экипаж выполнил боевое задание.
По донесению воздушного стрелка центральной башни старшего сержанта Дмитрия Кожина из экипажа майора Энделя Пусэпа, через 18 минут после отхода от цели в 22.25 он заметил в направлении аэродрома Боровское горящий самолет в воздухе, который через 12-15 минут упал на землю, что также наблюдал левый подшассийный стрелок старшина Василий Глобенко.
Товарищи по 746-му АП переживали потерю машины Пе-8 (№ 42086) и ждали возвращения товарищей в часть. В ту ночь с боевого задания не вернулись: командир корабля майор И.Т.Лисачев, летчик лейтенант И.П.Кирьянов, штурман старший лейтенант Н.К.Буряк, стрелок-бомбардир старший лейтенант И.Д.Чернов, стрелок-радист старшина И.Г.Мысник, старшие борттехники воентехники 1 ранга Н.И.Ефимов и А.А.Менжесов, воздушные стрелки старшие сержанты Г.А.Григорьев, Г.В.Шепель, И.М.Бредун и сержант Н.Н.Петухов.
2 сентября 1942 г. в часть вернулись майор И.Лисачев и старший сержант И.Бредун, спустя неделю 9 сентября – старший лейтенант Н.Буряк и старший сержант Г.Шепель. Также в начале сентября стало известно, что старший сержант Г.Григорьев жив и находится в партизанском районе Смоленской области.
Следует сказать, что чем дальше от линии фронта прыгали с парашютом из горящего самолета – тем меньше было шансов вернуться домой. Хорошо, что к лету 1942 г. на Смоленщине уже действовали партизанские отряды. В августе 1942 г. линия фронта проходила по Смоленской области, От места падения самолета Пе-8 (№ 42086) до линии фронта по прямой было около 150 км.
Вот как рассказывал о том полете Георгий Шепель: «При отходе от цели в левую плоскость крыла самолета попал зенитный снаряд. Взорвались бензобаки, самолет загорелся и круто пошел к земле. Командир корабля майор Лисачев каким-то хриплым, чужим голосом скомандовал: «Все, кто живой, прыгай!».
Вывалившись за борт, он увидел купола парашютов в зареве пожара после бомбежки аэродрома, семь или восемь куполов. Фрицы расстреливали моих товарищей с земли из зенитных пулеметов…».
Необходимо сказать, что Г.Шепель приземлился на парашюте в районе немецкого аэродрома, проявив находчивость и выдержку, смог уйти в лес.
После окончания войны выяснилось, что сержант Николай Петухов после двух недель пути по лесам и болотам нарвался, когда обессилил от усталости и голода, на полицаев, которые сдали его немцам. Затем были лагеря для военнопленных: Сафоново на Смоленщине, Вязьма, Польша, Югославия, Италия. В июле 1944 г. он сбежал из лагеря близ Генуи вместе с Федором Полетаевым и Николаем Кочкиным. После побега все трое советских воинов воевали в Гарибальдийской бригаде «Орест» дивизии «Пинан Чикеро». Ф.Полетаев и Н.Кочкин – в отряде Нино Франки, а Н.Петухов – в отряде «Верардо».
Национальный герой Италии Федор Полетаев погиб в бою с немецкими карателями 2 февраля 1945 г. Спустя 17 лет 26 декабря 1962 г. ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Николай Кочкин погиб в марте 1945 г. Он стал жертвой несчастного случая: в руках одного из его итальянских товарищей по партизанскому отряду разорвалась граната, и взрывом были убиты несколько человек.
После Победы Н.Петухов вместе с другими соотечественниками, которые воевали в рядах итальянского Сопротивления, с помощью советской специальной миссии вернулся на Родину.
Рассказ о судьбах членов экипажа майора И.Лисачева под заголовком «Гвардейцы» был опубликован в газете «Правда» в номере от 12 августа 1983 г. Авторы Матти Люкаля, Алексей Горохов.
Гвардии старшины Иван Бредун и Георгий Шепель
Очень схожи военные дороги двух воздушных стрелков. Иван Моисеевич Бредун (род. 1919 г.) был призван в Красную Армию в феврале 1940 г. Начал воевать с июня 1941 г.
Георгия Васильевича Шепеля (род. 1918 г.) призвали в Красную Армию в 1938 г. Георгий Васильевич начал принимать участие в боевых действиях с августа 1941 г.
Они были в составе экипажа бомбардировщика Пе-8 под командованием капитана И.Лисачева, когда в октябре в 1941 г. всех членов экипажа за успешное выполнение боевых заданий наградили орденами и медалями. В 1941 г. это было в первый раз в 746-м АП, когда был награжден весь экипаж. И.Бредун и Г.Шепель были удостоены медалями «За отвагу». За годы войны оба дважды награждались этой медалью. Также оба были награждены орденом Красной Звезды. Стоит заметить, что воздушных стрелков обычно награждали орденом Красной Звезды за участие в 50 и более успешно выполненных боевых заданиях.
Есть расхождение только в одном пункте: Иван Моисеевич Бредун дважды покидал горящую машину с парашютом. Второй раз это случилось летом 1943 г. В июле все экипажи 746-го АП участвовали в ночных бомбардировках военных объектов под Орлом. В ночь на 20 июля 1943 г. в ходе бомбардировки железнодорожного узла Орла самолет Пе-8 (№ 42058) под командованием капитана В.Пономаренко был сбит огнем зенитной артиллерии противника. В составе этого экипажа был старший сержант И.Бредун. Из двенадцати членов экипажа машины Пе-8 (№ 42058) в часть вернулось только семеро человек. Тем, кто удачно выпрыгнул с парашютом, повезло: они приземлились во фронтовой полосе в расположении советских войск, которые ввели наступательные бои.
В послужном списке И.Бредуна и Г.Шепеля участие в полетах в глубокий тыл противника. Они летали бомбить Кенигсберг, Данциг, Тильзит, Варшаву, Хельсинки и др. В перечне их участия в боевых заданиях вся военная история 746-го АП, впоследствии 25-го Гвардейского Орловского АП: битва за Москву (1941 г.), оборона Сталинграда (1942 г.), Орловско-Курская битва (лето 1943 г.) и др.
Оба встретили Победу на аэродроме в Болбасово Витебской области в Белоруссии, куда 25-й гвардейский Орловский авиаполк перебазировался из Кратово в августе.1944 г.
Юрий Пономарев
Фото из архива 746-го АП
На снимках: 1 – сержанты И.Бредун и Г.Шепель (слева направо). Октябрь 1941 г.