Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
События из жизни жителя Жуковского после демобилизации из армии, участника Великой Отечественной войны, заслуженного военного летчика СССР, полковника Владимира Васильевича Пономаренко (1914-2001)
Эпизод 1-й. Начало войны
Летчик Гражданского воздушного флота (ГВФ) CCCР, заместитель командира 12-го транспортного отряда, базирующегося в Хабаровске, Владимир Пономаренко был призван в ВВС Красной армии в феврале 1941 г. и после прохождения специальной подготовки был назначен командиром экипажа дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4) в 212-м дальнем бомбардировочном авиаполку (дбап). До начала Великой Отечественной войны Владимир Пономаренко налетал на транспортных самолетах несколько тысяч часов, приобрел большой опыт полетов по приборам в сложных метеоусловиях над малонаселенной местностью. Осенью 1938 г. летчик ГВФ Пономаренко доставлял грузы на военные аэродромы у озера Хасан после советско-японского вооруженного конфликта (23 июля- 11 августа).
Первый боевой вылет лейтенант В.Пономаренко совершил 23 июня 1941 г. По воспоминаниям Владимира Васильевича, летом 1941 г. он 26 раз водил звено (два- три самолета) и авиаэкадрилью (шесть-девять машин) на бомбардировку различных целей без сопровождения истребителей. В одном из таких вылетов четыре бомбардировщик ДБ-3Ф приняли бой с 18 немецкими истребителями Ме-109 и Ме-110. Во время воздушного боя бортовым стрелкам удалось сбить три «мессершмитта». Наши самолеты возвратились без потерь. Но это были единичные случаи.
Потери были и очень большие. Так на второй день войны 23 июня при нанесении бомбового удара по автоколонне противника эскадрильей из девяти машин ДБ-3Ф 212-го дбап было потеряно 8 самолётов.
В августе 1941 г. капитан В.Пономаренко перегнал с фронта в тыл на ремонт в авиационные мастерские свою машину. В Монино от встретился со своим бывшим командиром 212-го дбап полковником Александром Евгеньевичем Головановым, который занимался формированием новых частей дальней бомбардировочной авиации. После встречи капитан В.Пономаренко получил назначение в 746-й дбап.
19 августа 1941 г. Владимир Васильевич в группе из четырех тяжелых дальних бомбардировщиков Пе-8 участвовал в качестве второго пилота в ночном налете на столицу третьего рейха – Берлин. Вот как вспоминал после войны об этом боевом задании Владимир Васильевич: «На высоте 8 тысяч метров в лунном свете хорошо просматривалась береговая линия Балтийского моря и река Эльба. Самолеты подлетают к германской столице. Немецкая ПВО пока молчит. Командир экипажа дает команду усилить наблюдение: возможно нападение ночных истребителей.
И что тут началось! В одну секунду самолет оказался в ослепительных кинжальных лучах прожекторов, вокруг рвутся снаряды немецких зениток. В кабине запахло пороховой гарью. Но, внизу Берлин. Атака! Сброс! Только где-то через четверть часа экипажу удалось вырваться из зоны обстрела. Задание выполнено! У всего экипажа приподнятое настроение.
Домой идем самым коротким путем, обходя лишь крупные города. Траверз Данцига проходим на рассвете, Кенигсберг – уже засветло. К линии фронта выходим в глухом месте, но все-таки попадаем под обстрел. После 14-ти часового полета днем 20 августа наш бомбардировщик благополучно приземлился на родном аэродроме».
Эпизод 2-й. Авиакатастрофа при возвращении с боевого задания
В ночь с 28 на 29 октября 1942 г. тяжелый бомбардировщик Пе-8 (№ 42015) из 746-го авиаполка 45-й авиадивизии Авиации дальнего действия (АДД), пилотируемый командиром экипажа капитаном Владимиром Пономаренко садился на аэродроме Кратово. Самолет Пе-8 возвращался с боевого задания после многочасового нахождения в воздухе. Бомбардировщик садился в условиях тумана. Как записано в акте комиссии по расследованию ЧП, « капитан В.В Пономаренко повел самолет на посадку и произвел приземление левее «Т», после приземления на пробеге врезался в другой самолет Пе-8 из 890-го авиаполка 45-й авиадивизии (АД) АДД, стоявший на стоянке и подготавливающийся к боевому вылету. Самолет № 42015 разбит». При аварийной посадке погибли штурман машины № 42015 старший лейтенант Петр Трифонович Смирнов (1912 г.р.), старший борттехник, инженер-капитан Дмитрий Федорович Масюк (1910 г.р.), стрелок-бомбардир, младший лейтенант Василий Павлович Евдокимов (1918 г.р.). Также на земле были смертельно травмированы военнослужащие 890-го авиаполка воздушный стрелок, старший сержант Илья Юдович Кантор (1918 г.р.) и механик по вооружению, сержант Игорь Павлович Никитин (1923 г.р.). Все пятеро военнослужащих 45-й АД были похоронены в братской могиле на Центральном городском кладбище города Раменское.
Командир экипажа бомбардировщика Пе-8 капитан Владимир Пономаренко был осужден за посадку, закончившейся катастрофой, разжалован в рядовые, однако еще до конца 1942 г. начал летать вторым пилотом на Пе-8. За участие в выполнении ряда боевых заданий Владимир Васильевич был восстановлен во всех правах: он вновь стал капитаном, а 12 февраля 1943 г. его повторно назначили командиром экипажа машины Пе-8.
Эпизод 3-й. Ночная бомбардировка в районе Орла
С начала июня 1943 г. 45-я авиадивизия стала участвовать в Орловско-Курской операции. Бомбардировщики Пе-8 летали бомбить аэродромы немцев под Орлом и Брянском, железнодорожные узлы Орши, Рудни, Орла, Брянска и др.
В июле все экипажи 746-го АП участвовали в ночных бомбардировках военных объектов под Орлом. В ночь на 20 июля 1943 г. в ходе бомбардировки железнодорожного узла Орла самолет Пе-8 (№ 42058) под командованием капитана В.Пономаренко был сбит огнем зенитной артиллерии.
В № 8 журнала «Наш современник» за 2001 год был опубликован биографический рассказ В.В.Пономаренко «Я был сбит под Орлом». Вот как рассказывал Владимир Васильевич о событиях боевого полета в ночь с 20 на 21 июля: «Самолет, освобожденный от шеститонного смертоносного груза, словно облегченно вздрогнул – и в это время получил резкий удар по правому крылу: прямое попадание зенитного снаряда. Бог ты мой! Пробиты топливные баки. За самолетом в воздухе тянется бензиновый шлейф. Ранение для машины смертельное – это уже видно по управлению. Появился крен, из которого я с большим трудом самолет вывел. Вызываю воздушного стрелка старшего сержанта Панченко: «Первый подшассийный! Доложи, какие повреждения!»
В ответ молчание. На второй запрос также нет ответа. Первая жертва в экипаже! Слышу доклад центрального стрелка старшины Секунова: «Командир, загорелся третий двигатель»!
Слышу доклад кормового стрелка старшины Ярцева, что бомбы легли точно в цель, фашистские эшелоны горят. Хорошо хоть, что боевое задание выполнено.
...Огонь уже добрался до унтов, пламя лижет мне лицо, я почти не вижу показания приборов. Срочно включаю рулевые машинки автопилота — автопилот заработал, какое везение! Теперь я могу перчатками прикрыть от огня лицо — места, не защищенные кислородной маской. Линия фронта должна быть уже под нами. Приказываю: «Экипаж! Всем срочно покинуть самолет! Всем прыгать!»
Вначале отвалился третий двигатель, затем левое крыло. Едва Владимир Васильевич успел открыть фонарь кабины, как отвалилось правое крыло, как он вспоминает, машину резко кинуло вниз с сильным креном, и его выбросило из кабины.
Капитан В.Пономаренко думал, что он последним из экипажа покинул горящую падающую машину, но оказалось, что это было не так…
Из одиннадцати человек экипажа машины Пе-8 ((№ 42058) в часть вернулись только пятеро. Тем, кто удачно выпрыгнул с парашютом, повезло: они приземлились во фронтовой полосе в расположении советских войск, которые ввели наступательный бой.
Эпилог
Всего на его счету кавалера нескольких орденов Ленина, Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й и 2-й степени Владимира Васильевича Пономаренко 134 боевых вылета. После войны продолжал службу в Дальней авиации, а после увольнения в запас поселился в Жуковском. Скончался в ночь с 20 на 21 июня 2001 г. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище.
Справка сайта
746-й авиаполк входил в состав в состав 45-й авиадивизии (АД) авиации дальнего действия (АДД), в которую помимо 746-го авиаполка (АП), входили 890-й авиаполк (АП) и 362-й АП. Самым первым полком авиадивизии был 746-й авиационный полк АДД, вооруженный самолетами Пе-8 (ТБ-7), который начал формироваться в июле 1941 г. под № 412, вступил в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. вел боевую работу под № 746. На базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я АД АДД и 890-й АП АДД.
Вначале для 746-го АП АДД основным аэродромом базирования был один из аэродромов Ивановской области. Со 2 апреля 1942 г. 746-й АП был перебазирован на ст. Кратово в Подмосковье, который стал основным местом базирования 746-го АП до лета 1944 г.
На снимке: летчик капитан Владимир Васильевич Пономаренко
Юрий Пономарев