Гвардии майор Владимир Зеленский, который летал на именном бомбардировщике Пе-8

Экипаж под командованием гвардии майора Владимира Зеленского летал с декабря 1943 г. на бомбардировщике Пе-8 (№ 42110) «Бугульминский колхозник», построенном на средства крестьян Бугульминского района Татарии

Кадровый военный летчик, младший лейтенант Владимир Зеленский (1917 г.р.) начал воевать с первого дня Великой Отечественной войны в 53-м  дальнем бомбардировочном авиполку (ДБАП) 40-й бомбардировочной авиадивизии (БАД). Понеся значительные людские и материальные потери, в феврале 1942 г. 40-я БАД была расформирована: ее 53-й ДБАП с остатками 200-го ДБАП становится 455-м авиаполком (АП) авиации дальнего действия (АДД) в составе 36-ой АД АДД.

В середине июня 1942 г. старший лейтенант Владимир Зелениский был переведен из 455-го АП (при этом расформировали хорошо слаженный экипаж) в 746-ой АП АДД на аэродром в Кратово в качестве второго летчика дальнего тяжелого бомбардировщика Пе-8.

За год войны Владимир Зеленский успел хорошо и много повоевать на бомбардировщике ДБ-3Ф (Ил-4): в феврале 1942 г. он был награжден орденом Ленина за совершение 24 успешных боевых вылетов, из них – 5 ночью, а также за подвиг, совершенный в ноябре 1941 г. при защите Москвы, но обо всем по порядку.

Воздушный бой 1941 г.: три «Мессершмитта-109» против одного ДБ-3Ф

Штурман экипажа, которым командовал младший лейтенант Владимир Зеленский, лейтенант Николай Стогин рассказал об одном из воздушных боев, происшедших летом 1941 г. Рассказ был опубликован в брошюре под названием «Мы ведем самолет на запад» в «Библиотечке газеты «Сталинец» в марте 1942 г. Рассказ назывался «Бой на высоте 3000 метров».

«…Еще на пути к цели, воздушный стрелок-радист, старший сержант Николай Шерстяных предупредил летчика: «Слева истребители!» Три «Мессершмитта-109» летели на расстоянии 4-5 тысяч метров, не замечая нас. Отбомбившись по вражеской мотомехколонне, наш бомбардировщик после левого разворота очутился вблизи немецкого воздушного патруля. Один из стервятников стал быстро набирать высоту, командир экипажа Владимир Зеленский хотел предупредить его маневр и тоже повел машину вверх, чтобы укрыться в облачности.

И вот два истребителя противника, один – сверху, другой – снизу, стали атаковать нас. Нападали они поочередно: то верхний, то нижний. Третий держался неподалеку.

Отбивая яростное нападение истребителей, мы поднялись на высоту три тысячи метров. Старший сержант Николай Шерстяных – спокойный, меткий воздушный снайпер. Его трассы пуль ложатся точно по врагу. Две короткие очереди попадают, по-видимому, в бронь хищника. Истребитель уже в четырехстах метрах от нас. Старший сержант дает еще одну длинную очередь, патронов в сто. Яркое пламя выбивается из мотора истребителя. На десятой минуте боя фашистский коршун вошел в пике, в свое последнее пике. Люковый стрелок видел, как он взорвался на земле...

Кабина воздушного стрелка-радиста — это своеобразный цех пулеметного огня, связи и наблюдения. Отсюда боец отражает нападение истребителей, с бреющего полета расстреливает наземные войска противника, держит связь с флагманским кораблем и командным пунктом аэродрома, ведет зоркое наблюдение за воздухом и землей. Всю эту многообразную службу отлично несут комсомольцы сержант Серафим Котельников и старший сержант Николай Шерстяных».

Ноябрь 1941 г.: бомбардировщик ДБ-3Фв качестве штурмовика

Во второй половине ноября 1941 г. началось новое наступление немецких войск на Москву: 15-16 ноября – с северо-запада и 18 ноября – с юго-востока. Главные усилия советской авиации во второй половине ноября и первой половине декабря были направлены на основную группировку противника северо-западнее Москвы, в районе подмосковных городов Клин, Истра, Солнечногорск.

Утром 21 ноября экипаж командира звена, младшего лейтенанта Владимира Зеленского получил задание от командира полка капитана Виталия Юспина – уничтожить танки противника, которые двигались по шоссе северо-западнее Клина. Погода с утра была пасмурная. Летное поле окутывала густая дымка, шел мелкий дождь. Авиация была прикована непогодой к земле.

Вот как впоследствии летчик, командир экипажа, младший лейтенант В.Зеленский и штурман лейтенант Н.Стогин рассказали о полете одиночного бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4) на штурмовку немецкой танковой колонны под Клином. Их рассказ о штурмовке колонны танков противника в переложении от третьего лица был опубликован в книге военных мемуаров Алексея Крылова «По приказу Ставки», вышедшей из печати в 1977 г. в издательстве «Воениздат».

«После взлета на высоте 150 метров самолет вошел в облака. В.Зеленский развернулся «блинчиком» и повел бомбардировщик заданным курсом. С каждой минутой облачность уплотнялась. Под крылом изредка пробегали серые пятна земли, по которым штурман с трудом вел ориентировку. Неожиданно на самолет налетел заряд облаков. В кабинах сразу потемнело, остекление кабин залепили стремительно набегающие струи воды и мокрого снега. Преодолевая болтанку, В.Зеленский повел самолет по приборам, с трудом стараясь выдержать курс. Затем спустились ниже. Только на высоте ста метров показалась земля, видимость была минимальная.

Решили попробовать идти над облаками, так как идти на высоте около 100 метров было опасно. Над целью нам дали высоту облаков 200-250 метров. В облаках шли, казалось, целую вечность. Машина сильно обледенела. На высоте около трех тысяч метров самолет всплыл над ровной белой пеленой. Н.Стогин определил местоположение самолета и дал летчику исправленный курс. Экипаж пролетел около часа. Первым нарушил молчание штурман, сообщив, что подлетают к Клину. Самолет пошел на снижение.

«…И опять на крыльях и лопастях винтов стал нарастать слой льда. Летчик включил антиобледенители. Лед, срываясь с винтов, бил по обшивке. В нескольких местах он разбил остекление кабины штурмана. … Благодаря выдержке и мастерству Владимира Зеленского самолет успешно пробился под облака, и хотя нижний край их висел в ста пятидесяти метрах от земли, горизонтальная и вертикальная видимость была здесь неплохой.

Бомбардировщик пронесся над землей. Экипаж отыскивал заданную цель. На дорогах было много фашистских войск, то тут, то там были видны группы солдат, идущих к линии фронта. Они удивленно смотрели вверх: мол, что за сумасшедшие летчики куролесят в такую непогоду? Штурман Стогин напряженно всматривался вниз. Впереди показалась деревня Козлово. Здесь стали искать заданную цель. На площади в центре деревни выстроилась колонна войск. Очевидно, что гитлеровцы после привала собираются двинуться дальше на восток.

Разглядев звезды на крыльях самолета, гитлеровцы стали разбегаться. Но по ним уже били пулеметы ШКАСы воздушных стрелков. Бомбы, брошенные штурманом Николаем Стогиным, попали в танки. Два из них загорелись».

Самолет сделал три захода, сбросив все бомбы, взрыватели которых были поставлены на замедление, чтобы не пострадать самолету из-за бомбометания с небольшой высоты.

«Во время третьего захода в машину попал снаряд немецкого зенитного орудия, оставив полуметровую дыру в консоли крыла. Появились перебои в работе левого мотора из-за попадания в него пуль пулеметов противника. Машину стало трясти».

Экипаж, уйдя на высоту, дотянул поврежденный бомбардировщик до своего аэродрома. Вечером 21 ноября из штаба ВВС в полк пришла телеграмма, в которой летчику Владимиру Зеленскому и его экипажу за отличное выполнение задания командования была объявлена благодарность. Через несколько дней приказом Наркома обороны СССР младшему лейтенанту В.П. Зеленскому было присвоено внеочередное воинское звание – старший лейтенант, а лейтенанту Н.Я. Стогину очередное воинское звание – старший лейтенант. В феврале 1942 г. командир и штурман экипажа были награждены орденом Ленина, тогда же стрелок-радист сержант Николай Шерстяных был удостоен ордена Красного Знамени, а воздушного стрелка Серафима Котельникова наградили орденом Красного Знамени в декабре 1942 г. Стоит сказать, что все они дожили до Дня Победы, пройдя всю войну.

Служба в новом 746-ом АП, который стал 25-м гвардейским АП

Вскоре после перевода в июне 1942 г. в 746-й АП старшего лейтенанта В.Зеленского назначают командиром корабля (КК) и ему присваивают очередное воинское звание – капитана. В 1942 г. экипаж Пе-8 под командованием капитана В.Зеленского совершил два боевых вылета на бомбардировку Берлина (оба в августе), по одному – на бомбардировку объектов в Штеттине (август), Данциге (июль), Бухаресте и Будапеште (оба в сентябре).

7 октября 1942 г. происходит ЧП с самолетом капитана В.Зеленского. Это был знаменитый самолет Пе-8 (№ 42066), на котором в мае-июне 1942 г. совершил перелет в Англию и США для ведения переговоров с союзниками нарком иностранных дел Вячеслав Молотов.

Согласно донесению, после взлета при наборе высоты неожиданно отказал второй мотор, бомбардировщик, нагруженный бомбами, стал терять высоту. Бомбы быстро сбросили в Москва-реку, некоторые бомбы взорвались, поразив из-за небольшой высоты полета бензобаки левой консоли крыла. На самолете возник пожар. Горящий бомбардировщик был посажен капитаном В.Зеленским на луг в 7 км северо-западнее аэродрома Кратово. Машина полностью сгорела. Из состава экипажа 5 человек получили ожоги лица и рук 1-й и 2-й степени. Остальные 6 человек остались невредимыми.

Самолет Пе-8 № 42066 был списан 14 ноября 1942 г. на основании технического акта 45-й АД ДД за № 00653 от 16 октября 1942 г. и соответствующего инспекторского свидетельства за № 118.

…Ночью 22 мая 1943 г. жители Могилева проснулись от мощных взрывов авиабомб большой мощности и стрельбы зенитных орудий немецких войск. Этот налет совершили бомбардировщики Пе-8 двух авиаполков (746-го и 890-го) 45-й АД. Бомбили центр города. Кучи обломков остались на месте дома губернатора и губернского правления, только коробка напоминала о доме вице-губернатора. В этих зданиях располагались немецкие штабные части различного уровня.

В ночь на 28 мая авиационный налет советской дальней авиации повторился. На этот раз подвергся массированному налету железнодорожный узел Могилева. На город было сброшено 74 т авиабомб. Второй налет вошел в историю советского бомбометания тем, что два бомбардировщика Пе-8 746-го АП 45-й АД, пилотируемые КК майорами Н.А.Ищенко и В.П.Зеленским сбросили на железнодорожный узел по одной бомбе ФАБ-5000 массой 5 т.

По воспоминаниям маршала авиации Александра Голованова, «во время майских бомбардировок в Могилеве было уничтожено до 4 тыс солдат немецкой армии. Значительная их часть располагалась в пустых домах в центре города. Также было уничтожено немало военной техники. В операции участвовали и партизаны». О пострадавшем гражданском населении Могилева маршал авиации не написал…

Именной бомбардировщик

В декабре 1943 г. экипажу под командованием гвардии майора В.Зеленского, как одному из лучших экипажей 25-го гвардейского АП (бывшего 746-го АП), в торжественной обстановке был вручен новый бомбардировщик Пе-8 (№ 42110), построенный на авиазаводе № 22 в Казани. К февралю 1943 г. трудящиеся Бугульминского района Татарии собрали около ста тысяч рублей, которые были переданы на постройку бомбардировщика Пе-8. В честь этого дара самолет носил на своем борту надпись «Бугульминский колхозник».

В конце мая 1944 г. в торжественной обстановке 25-му гвардейскому АП был передан второй самолет Пе-8, построенный на деньги, собранные трудящимися Кайбинского района Татарии. Бомбардировщик Пе-8 (№ 42212), названный «Кайбинский колхозник», был передан экипажу, которым командовал Герой Советского Союза, гвардии майор Василий Обухов.

В конце 1943 г. майор В.Зеленский восемь раз летал бомбить военные объекты врага в Ленинградской области. В основном это были хорошо замаскированные батареи дальнобойной артиллерии противника, которые обстреливали город на Неве. Четыре раза бомбил Кенигсберг, с его очень мощной системой противоздушной обороны. К началу 1944 г. В.П.Зеленский совершил около 160 боевых вылетов.

Победу гвардии майор Владимир Зеленский встретил на аэродроме в Болбасово Витебской области в Белоруссии, куда 25-й гвардейский, перебазировался из Кратово в 1944 г. В годы войны гвардии майор В.Зеленский был награжден орденами Красного Знамени (ноябрь 1943 г.) и Отечественной войны 1-й степени (август 1942 г.).

Юрий Пономарев

На снимке: старший лейтенант В.П.Зеленский

 

Фото из архива 25-го гвардейского АП