Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В 746-ом авиаполку Авиации дальнего действия (АДД) служили два однофамильца: командиры бомбардировщиков Пе-8 майор Михаил Михайлович Угрюмов (1906-1942) и капитан Алексей Семенович Угрюмов (1913-1944)
Первый рейд Пе-8 на Берлин в августе 1941 г.
Кадровый военный летчик майор Михаил Угрюмов в начале войны был командиром корабля в 432-ом АП, а затем после ряда успешно выполненных боевых заданий был назначен заместителем командира 3-й авиаэскадрильи (АЭ) 746-го АП (новое обозначение 432-го АП). До начала войны М.Угрюмов уже имел опыт боевой работы: в конце 30-х годов за выполнение особо важных заданий в Китае он был награжден орденом Красной Звезды.
Самый первый налет на Берлин совершила в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. особая ударная группа (15 машин) бомбардировщиков ДБ-3 (Ил-4) из состава 8-й авиадивизии (АД) ВВС Балтийского флота под командование полковника Евгения Преображенского. В 4 часа утра 8 августа после семичасового полета все бомбардировщики ДБ-3 без потерь вернулись на свой аэродром.
Следующий налет на Берлин наметили на 10 августа. Для выполнения боевого задания особой важности было принято решение привлечь самолеты Пе-8 (ТБ-7) и Ер-2, входящие в состав 81-й бомбардировочной авиадивизии ВВС Красной армии. Командиром группы назначили Героя Советского Союза, комбрига Михаил Водопьянов. После тщательного отбора оставили 10 машин Пе-8 и 16 машин Ер-2, однако курс на Берлин взяли только 7 бомбардировщиков Пе-8 и 3 бомбардировщика Ер-2, взлетев с аэродрома в Пушкино под Ленинградом.
Удачно стартовав в 21.58, ушел курсом на Берлин бомбардировщик Пе-8 (№ 42055) c бортовым № 7 белого цвета под командованием майора Угрюмова. Во время полета на больших высотах у машины несколько раз останавливались дизельные моторы М-30 (АЧ-30Б), приходилось снижаться и перезапускать их. Долетев до Берлина, бомбили через облака. Лучи прожекторов ПВО Берлина не смогли пробить низкую облачность, поэтому зенитная артиллерия немцев вела огонь по звуку работающих двигателей самолета, почти наугад. Во время первого захода было сброшено четыре бомбы ФАБ-250 и две РРАБ-3. Две зависшие в отсеке бомбы сбросить не удалось даже во время второго захода на цель. По докладу экипажа, над целью на высоте 7400 м были замечены два истребителя противника. Кормовой стрелок Пе-8 обстрелял их, а майор Угрюмов быстро увел машину в облака. На обратном маршруте над территорией Германии удалось сбросить две застрявшие на держателях авиабомбы. После почти десятичасового полета экипаж потерял детальную ориентировку и произвел на остатках горючего вынужденную посадку в поле в районе Торжка Калининской области. В донесении командования части было сказано, что «высокое летное мастерство командира корабля майора Михаила Угрюмова и второго летчика старшего лейтенанта Акима Ковалева помогли спасти машину и экипаж».
Однако не обошлось без потерь. При сбрасывании листовок над территорией Германии из-за нехватки кислорода погиб помощник борттехника, воентехник 1-го ранга Александр Глебович Смирнов (1913 г.р.), случайно оборвавший шланг своего кислородного прибора при сбрасывании листовок над территорией Германии. Его похоронили на Казанском кладбище в Пушкино.
Из ушедших на Берлин 10 бомбардировщиков Пе-8 и Ер-2 только 6 машин отбомбились над столицей Третьего рейха, а на аэродром в Пушкино возвратилось только две машины. Приказом народного комиссара обороны СССР № 0071 от 17 августа 1941 г. И.В.Сталина командиру корабля майору М.М. Угрюмову была объявлена благодарность, также он был награжден орденом Красного Знамени. Все члены «угрюмовского» экипажа получили денежную премию. Майор Угрюмов – в размере 3000 рублей.
Катастрофа под Казанью
В марте 1942 г. майор Угрюмов и часть его экипажа были направлены в Казань на авиазавод № 22 (124) для получения из ремонта самолета Пе-8 (заводской № 42055), который был выпущен в июне 1941 г.
21 марта было решено провести днем трехчасовой полет по проверке техники пилотирования ст. лейтенанта Акима Харитоновича Ковалева и испытать авиамоторы М-30 на надежность, на минимальные расходы топлива на высоте и др. Командиром корабля был назначен ст. лейтенант А.Ковалев, а вторым летчиком – майор М.Угрюмов. Экипаж был в уменьшенном составе (8 человек).
Бомбардировщик с полетным весом 28 т взлетел в 13.15. В донесении было написано, что по радиограммам с борта самолета при наборе высоты до 8000 м все было нормально, затем была получена радиограмма «Течь водяного радиатора № 4», после нее поступило сообщение «Выключился мотор». В последней радиограмме, полученной в 14.40, майор Угрюмов сообщил «Иду на посадку Казань, связь кончаю».
В акте об авиакатастрофе сказано, что при уходе на второй круг «самолет стал медленно набирать высоту, идя с левым креном и скольжением влево, затем крен был убран, и бомбардировщик стало сносить вправо. На высоте около 200 м самолет резко развернуло вправо на 90 градусов без всякого крена, он потерял скорость, пошел на нос и, сделав полвитка правого штопора, врезался в землю с работающими двигателями. При ударе о землю произошел взрыв».
Аварийная комиссия, созданная после катастрофы, дала заключение, что катастрофа произошла из-за ошибки летчика «в технике пилотирования при уходе на второй круг с неработающим правым мотором и выпущенными щитками».
Экипаж похоронили в Кировском районе Казани, на кладбище № 1 (Окольном). Сейчас на месте захоронения стоит мраморный обелиск. Вместе с М.Угрюмовым и А.Ковалевым погибли штурман, капитан Петр Самойлович Хуртак (1906 г.р.); борттехник, воентехник 1-го ранга Михаил Васильевич Кудрявцев (1906 г.р.); помощник борттехника, воентехник 2-го ранга Петр Григорьевич Сычков (1914 г.р.); радист, старший (ст.) сержант Николай Леонтьевич Андриянов (1907 г.р.); воздушный стрелок, ст. сержант Илья Сафронович Ключарев (1911 г.р.) и инженер-испытатель, военный инженер 1-го ранга Сергей Николаевич Жилин (1901 г.р.). Следует сказать, что Сергей Жилин являлся директором 82-го авиазавода, который в августе 1941 г. был эвакуирован из Москвы в Казань, где на территории моторостроительного завода № 16 серийно выпускал дизельные авиадвигатели М-30.
Прыжок с парашютом из горящей машины
Гвардии (гв.) капитан Алексей Угрюмов начал свой путь в авиацию в Архангельском аэроклубе. После окончания средней школы в деревне Леншино Подосиновского района Кировской области он уехал в Архангельск, где стал работать грузчиком в порту. В действующей армии он с августа 1941 г. Вначале летал командиром корабля Ли-2 в 45-й АД АДД до января 1943 г., а затем его назначили командиром корабля Пе-8 в 746-ом авиаполку, который приказом Наркомата обороны СССР № 274 от 18 сентября 1943 г. был преобразован в 25-й Гвардейский авиационный полк АДД.
В ночь на 21 июля 1943 г. экипаж бомбардировщика Пе-8 (№ 42049) под командованием капитана Алексея Угрюмова полетел на бомбардировку объектов в районе железнодорожного узла Брянска. Вместе с постоянным экипажем полетел в качестве проверяющего штурман полка, подполковник Александра Макарович Лебедев.
На задание полетело шесть бомбардировщиков Пе-8 из 1-й, 2-й и 3-й эскадрилий 746-го АП. С задания возвратилось пять машин. При выполнении боевого задания бомбардировщик Пе-8 (№ 42049) был атакован немецким истребителем и загорелся. Командир корабля капитан Угрюмов дал команду на покидание машины с парашютами. Командир корабля капитан Алексей Угрюмов и 2-й летчик старший лейтенант Вениамин Булатников прыгали из горящей машины самыми последними из экипажа. В ту же ночь они вышли к передовым частям Красной армии, которая вела наступление. Только они и вернулись 27 июля в свою часть. Остальные члены экипажа пропали без вести.
Ночной налет на Хельсинки
Третья массированная бомбардировка столицы Финляндии состоялась в ночь с 26 на 27 февраля 1944 г. В этот раз Хельсинки бомбили 896 советских бомбардировщиков из разных частей АДД, которые сбросили 5182 бомбы, однако на сам город попало всего 290 авиабомб.
26 февраля в 16.00 экипажам в полках 45-й АД была поставлена задача бомбардировать военно-промышленные объекты Хельсинки. Взлет машин начался в 17.02 и закончился в 18.06. На задание вылетело 18 бомбардировщиков Пе-8. Одна машина из-за отказа материальной части вернулась, не выполнив боевого задания. С задания вернулось 16 машин. Во время третьей массированной бомбардировки Хельсинки было сбито девять советских самолетов.
По донесению трех экипажей бомбардировщиков Пе-8, «в период 22.00-22.10 они наблюдали над целью загоревшийся на высоте 7000 м самолет, который упал в 10-15 км северо-западнее Хельсинки. Предположительно это был бомбардировщик Пе-8 № 421010 под командованием гв. капитана А.С.Угрюмова. Самолет был сбит огнем зенитной артиллерии ПВО Хельсинки. Предположительно объятый пламенем бомбардировщик упал в Финский залив. Никто из членов экипажа не спасся. Официально они стали числиться пропавшими без вести.
В состав экипажа машины Пе-8 (№ 421010) входили: 2-й летчик, гв. старший лейтенант Вениамин Васильевич Булатников (1912 г.р.); штурман корабля, гв. старший лейтенант Семен Иванович Гончаров (1919 г.р.); штурман полка, гв. майор Мирон Ефимович Легкоступ (1914 г.р.), в этом полете он был в качестве проверяющего; также в экипаже был еще один штурман (стажер), гв. младший лейтенант Иван Федорович Лежнев (1921 г.р.); борттехник, гв. старший техник-лейтенант Яков Яковлевич Солдатов (1913 г.р.); помощник борттехника, гв. старший техник-лейтенант Иван Сергеевич Прохоров (1915 г.р.); воздушный стрелок-радист, гв. старший лейтенант Михаил Иванович Павлов (1908 г.р.); воздушные стрелки: гв. старший сержант Андрей Викторович Спретнюк (1919 г.р.), гв. старшина Михаил Гаврилович Петров (1916 г.р.), гв. старший сержант Афиноген Александрович Смирнов (1922 г.р.), гв. сержант Владимир Иванович Смирнов (1921 г.р.).
Юрий Пономарев
На снимках: майор М.М.Угрюмов (слева) и капитан А.С.Угрюмов (пока еще лейтенант)