Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Два случая из жизни командира бомбардировщика Пе-8 гвардии майора Степана Михайловича Макаренко, начавшего воевать 22 июня 1941 г. и прошедшего всю Великую Отечественную войну
Первый случай
8 января 1944 г. экипаж из 9 человек дальнего тяжелого бомбардировщика Пе-8 (№42511) под командованием гвардии майора Степана Макаренко, получив на авиазаводе № 22 в Казани новую машину, перегонял ее в полк на аэродром Кратово. Взлетев днем в половине первого, командир сделал два круга над заводским аэродромом для проверки работы «матчасти» и, убедившись, что все работает нормально, курсом 260° пошел по маршруту Казань-Раменское.
…Заместитель командира 1-й эскадрильи гвардии майор Степан Михайлович Макаренко (1909 г.р.) был призван в армию в 1931 г. Жил он тогда в селе Базавецас, Апостоловского района, Днепропетровской области Украины. Воевал в звании капитана с 22 июня 1941 г. В 746-м авиаполку (АП) Авиации дальнего действия (АДД) начал летать в августе 1941 г. Летал и командиром корабля и вторым летчиком. В августе 1941 г. бомбил столицу Третьего рейха – Берлин, в сентябре-октябре 1941 г. Варшаву, Будапешт, Данциг. Участвовал в Сталинградской битве. За успешное выполнение боевых заданий в районе Сталинграда капитан Степан Макаренко в составе большой группы авиаторов (более 300 человек) АДД был награжден 31 декабря 1942 г. орденом Красного Знамени. Первый свой орден – Красной Звезды – Степан Михайлович получил в феврале 1942 г. В марте 1944 г. гвардии майор Макаренко был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. К февралю 1944 г. гвардии майор Степан Макаренко был одним из опытнейших летчиков полка, совершившим более 100 боевых вылетов…
Видимость по маршруту полета была хорошая: на высоте 4500 м – 5-10 км, высота облачности 300-400 м. При подходе к Раменскому на расстоянии 25 км радист запросил прогноз погоды. Передали: высота облачности 150 м, видимость 1-2 км. В 14:57 мск самолет вышел на аэродром Кратово. За 10 минут до выхода на аэродром самолет попал в полосу сильного снегопада.
Вот как описал аварийную посадку гвардии майор Макаренко: «Выйдя на Раменский аэродром, я увидел свободный аэродром от препятствий, прошел через аэродром, сделал левый разворот под 90°, отдал приказание борттехнику выпустить шасси, проверил воздух в тормозах, начал делать второй разворот. На третьем развороте начали останавливаться все 4 мотора … машина начала резко терять высоту. Так как я вышел в направлении города Раменское и посадки на город было не избежать, я принял решение отвернуть машину вправо на 25-30°, после чего забрал с одной стороны правые моторы, машина на двух моторах с одной стороны горизонтально не пошла и начала резко терять высоту со сваливанием влево. Впереди нас шла линия высокого напряжения тока и завод. Старался перетянуть через препятствие правыми моторами. После пролета препятствий, вследствие сильной тяги правых моторов, создался сильный левый снос, и машину начало валить в левый штопор. Видя, что машина на двух моторах правой группы не идет, а все время продолжает валиться на нос и на левое крыло, я убрал газ правой группе моторов, машину вывел перед самой землей с левого крена. Машина ударилась правым колесом, затем левым колесом и после вторичного прикосновения левым колесом, подломилась стойка левого шасси, машина пробежала на правом колесе 200 м, подломилась стойка правого шасси, машину развернуло вправо на 25° и она остановилась. …Экипаж невредим».
Самолет совершил аварийную посадку в поле в двух километрах севернее деревни Дергаево (сейчас входит в городское поселение Раменское) и в пяти километрах северо-западнее аэродрома Кратово (Раменское).
Комиссия, созданная по факту аварийной посадки, установила, что «причиной аварии самолета явился отказ моторов АШ-82 при заходе на посадку, вследствие забивания снегом карбюраторов двигателей в полете при сильном снегопаде. Командир корабля гвардии майор Макаренко в создавшихся трудных условиях действовал правильно. По объему полученных повреждений самолет подлежит восстановительному ремонту в мастерских с заменой шасси и шассийных гондол».
Второй случай
Весной 1944 г. гвардии майор Макаренко был переведен на должность командира 1-й эскадрильи в соседний 890-й АП АДД, которым командовал Герой Советского Союза, подполковник Эндель Карлович Пусэп. В начале лета 1944 г. в 890-м АП было в строю восемь машин Пе-8 и шесть полных экипажей.
В ночь с 27 на 28 июня 1944 г. группа из 18 бомбардировщиков Пе-8 25-го гвардейского АП и 890-го АП полетела уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на железнодорожной станции Борисов в Белоруссии. Бомбардировщик Пе-8 (№ 42211) под командованием гвардии майора Степана Макаренко произвел бомбардировку железнодорожного узла Борисов в 01:37 мск. После выполнения боевой задачи Макаренко развернул машину курсом 130°. Как он вспоминал позже, в 01:45 мск. на высоте 4050 м Пе-8 был атакован немецким истребителем Ме-110Ф. справа, снизу, сзади. После атаки бомбардировщик загорелся и перешел в крутое планирование, вследствие того, что были перебиты тяги управления самолета.
Попытка командира экипажа дать по самолетному переговорному устройству (СПУ) команду для выброски экипажа с парашютами не дала никаких результатов, так как СПУ было выведено из строя. Экипаж стал покидать горящий Пе-8 самостоятельно. Самолет упал в двух километрах к западу от деревни Колки Борисовского района (сейчас это Минская область) и сгорел.
Членов экипажа Пе-8 (№ 42211), приземлившихся на парашютах, вывели к наступающим советским войскам партизаны, а затем на транспортных самолетах, в том числе и на У-2, доставили в глубокий тыл.
Экипаж в составе 11 человек возвратился в часть 3 июля 1944 года. Не возвратился один человек, так как был отправлен в госпиталь: центральный воздушный стрелок старший сержант Невечеря получил осколочные ранения в обе ноги и левую руку. Правый подшассийный стрелок старший сержант Вербицкий получил ожог лица, его отправили в медсанбат. Всего экипаж на этот раз состоял из 12 человек (на задание со штатным штурманом полетел штурман полка). Это был редкий случай, когда спасся весь экипаж такой большой машины, как Пе-8.
В июне 1944 г. бомбардировщики Пе-8 45-й авиадивизии (АД) АДД совершили 39 боевых вылета. Общий боевой налет ночью составил около 130 часов. Было сброшено 325 бомб, общей массой 165 т. Во время боевых вылетов было потеряно два самолетов. Всего в 1944 г. в 45-й АД погибло 42 человека. Такие же большие потери в 45-й АД были только в 1942 г. В 1941 г. АД потеряла 37 человек, в 1943 г. – 16 человек, а в победном 1945 г. – 6 человек. За четыре военных года с боевых заданий не вернулось 87 человек, остальные умерли от ранений, погибли в авиакатастрофах (их было четыре). Не боевые потери составили 27 человек.
Послесловие
С середины августа 1944 г. 890-й АП был перебазирован на аэродром Болбасово под г. Орша в Белоруссии. С марта по декабрь 1944 г. 890-й АП совершал боевые вылеты, участвуя в освобождении Прибалтийских республик: машины бомбили железнодорожные узлы и военные объекты вермахта. Во время последних боевых вылетов весной 1945 г. самолеты 890-го АП бомбили город-крепость Кенигсберг.
Директивой Генерального штаба № Орг/10/315706 от 26 декабря 1944 г. 890-й авиационный полк АДД был переименован в 890-й тяжёлый бомбардировочный авиационный Брянский авиаполк. Весной 1944 г. начал принимать из США бомбардировщики «Митчелл» B-25 модификаций D-30, В-35, J, которые поступали в СССР по ленд-лизу.
Гвардии майор Степан Макаренко закончил войну в должности командира эскадрильи 890-го Брянского авиационного полка АДД.
Юрий Пономарев
Фото из архива Минобороны РФ